Становимся ли мы сильны в своей религиозности?
Проповедь иерея Максима Крупцова 13 сентября 2023 г., в день памяти Положения честно́го Пояса Пресвятой Богородицы (395–408).
Сегодня в апостольском Послании мы слышали такие слова: "Закон был пестуном ко Христу". Так же сказано было, что закон был дан ради преступлений человеческих. Закон - Божий закон и все установления религиозные - были даны людям, которые сами не могли одуматься, которые не могли сориентироваться, которые не могли оставаться людьми. Не только такими, какими их задумал Господь, людьми совершенными, но просто людьми. Поэтому в ветхозаветном законе сказано: "Не убивай, не кради, не покушайся на чужое". Для нас это естественно, зачем напоминать, мы и так все это понимаем. Но люди были таковы, что им неясно было элементарного, или же они считали элементарным и понятным убивать и брать чужое. Первобытное, дикое, порабощённое грехом и страстью человечество, которое может быть хуже, чем звериная природа. Звери хотя бы едят, сколько им достаточно, но они не играются со своими жертвами, почём зря не мучают, как люди.
Но вернёмся к сегодняшнему Посланию. Закон пестун был ко Христу. И вот нужно было много веков, может быть, тысячелетий, чтобы какая-то часть людей могла услышать Христа. Закон надмеваемых людей из поколения в поколение постепенно воспитывал постепенно их врачевал, это было такое лекарство для людей, такая дисциплина. И у нас сейчас с вами есть дисциплина - дисциплина церковная: пост, крестный ход, молитвы утром, вечером, Причастие, благодарство, молебны, акафисты. Это всё дисциплина, это некий закон, который должен нас ещё ближе придвинуть ко Христу, или даже уже воссоединить с Ним, сделать нас причастниками Христа. Действительно в полной мере нам открыто быть причастниками Христа в таинстве Евхаристии, в жизни с Ним, в жизни по Его заповедям. Заповеди Христа - это не закон, это откровение, это благовестие. "Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден, молитесь за врагов, благословляйте проклинающих вас, делайте добро тем, кто творит вам напасти. Вот к этому призывает Христос, но не даёт это как правило, так как мы не можем это выполнить. Мы можем только быть со Христом в покаянии, в понимании своего несовершенства, в понимании того, что какой-то Ветхозаветный закон мы можем выполнять. Этот закон, который, может быть, даст нам самопознание и вспоминание о Христе, о Его спасительных страданиях, о Кресте, о Его славном Воскресении.
Когда мы задумываемся, что мы своими усилиями не можем жить вечно, все когда-то умрём. Если мы останемся в уповании на свой закон, на свои правила и усилия, то как они немощны и временны, эти правила, и ограниченны, так же и наша сила уйдёт вместе с ними в небытие. Только Воскресение Христово открывает нам путь в вечную жизнь, в вечное блаженство. Только не так, как мы себе представляем вечное удовольствие. Вечное блаженство, которое нам ещё предстоит познать милостью Христа.
И нам важно следить, наблюдать своё сердце: со Христом ли я, когда выполняю какие-то постановления, законы, правила, требования, которые иногда сам себе придумываю, или кто-то посоветовал. Так читать или этак, есть что-то или не есть, когда спать, когда не спать, куда ходить, где молиться. Всё это меня сохраняет рядом со Христом, приводит ли к Нему, ведёт ли? Или я становлюсь более надменный, более закрытый, более убеждённый в своей деятельности, которую как я делал, так умру и сгину в небытие. Или я становлюсь действительно человеком Божьим? Но не нам судить, Бог нам судья. Но мы можем наблюдать за своим сердцем, есть ли у нас критерии. Мы можем смотреть: стал ли я милосерден, стал ли я менее лицемерным, стал ли я менее человекоугодливым, но в то же время заботящимся о спасении и о благе окружающих меня людей. Ищу ли я в каждом своём шаге волю Божию или ищу, что бы ещё сделать. А кто я? А что предпринять, как решить проблему. Или я ищу волю Божию в этой проблеме, призываю Его всеблагую помощь в свою жизнь, даю место Богу в своей жизни.
Мы можем наблюдать за собой. Самопознание - это одна из базовых добродетелей святоотеческих, таких же, как и рассудительность, трезвомыслие, смиренномудрие. Мы не говорим лишь только об одной любви, которая может стать даже какой-то глупостью в нашей жизни, в наших устах. Один из классиков сказал: "Кто скажет мне, что он знает, что такое любовь, значит, никогда не любил". Вот мы призваны познать любовь Христову - наивысшую степень любви. И эта любовь выражена Крестом и Воскресением. Этот Крест Христов, как говорит апостол, - юродство и безумие для философов, и парадокс и скандал для богословов, но для нас, спасаемых, - сила Божия.
Становимся ли мы сильны в своей религиозности? Становимся ли мы милосердны и добродетельны? Мы должны за этим смотреть и может быть даже помогать друг другу не быть какими-то елейными, улыбчивыми и как бы не замечающими недостатки свои и чужие. Может быть, мы даже должны быть более открыты друг другу, помогать друг другу - не обижая, не оскорбляя, но сострадая, милосердствуя, ревнуя о спасении каждого человека, к чему нас призывает Господь. Молитесь за врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, всё остальное от человека, от Бога - только вот это совершенство. Аминь!