Мы должны пропитать своё сердце мыслью о Воскресении Христовом

Проповедь иерея Михаила Журавлева 12 июня 2024 г., в празднование Отдания праздника Пасхи.

Сегодня, братья и сестры, в среду седьмой седмицы по Пасхе, мы отмечаем отдание Пасхи, то есть последний день, как мы радостно восклицаем: «Христос Воскресе!». Эту мысль, это знание мы восприняли от мироносиц, которые услышали от ангела, что Христос Воскрес. На протяжении сорока дней Христос являлся людям – своим ученикам, апостолам, и говорил им, рассказывал, общался с ними, посвящал их в тайны Божьи - то, что они ещё до конца не совсем поняли, уверял их в том, что Его Воскресение действительно истинное, что он действительно воскрес, и чтоб эту весть о том, что Христос Воскрес, апостолы Его, ученики несли по всему миру. И как апостол Павел говорит: «Христос – Пасха нам».

В Ветхом Завете была пасха, и мы знаем, что для Израиля ветхозаветного пасха (песах) означала переход, «проходи мимо». То есть, когда ангел смерти, который сошёл от Бога и убивал всех первенцев египетских, от этой смерти были пощажены первенцы израильские. Они были сохранены кровью агнца – жертвенного животного, кровью которого косяки дверей помазывались, и ангел проходил мимо. В эту ночь, когда ангел смерти сошел, поразил всех первенцев, еврейский народ вышел из Египта, а египтяне оплакивали своих мертвецов в погребах. И евреи ушли из Египта, а когда египтяне опомнились, они послали за ними поезда, чтобы обратно вернуть их в Египет, чтобы обратно поработить их. И вот они гнались за ними, и евреи дошли до Чермного моря. Казалось, что смерть, погибель, в крайнем случае, пленение им обеспечено. Но Господь сотворил невозможное, и бездна моря расступилась, и евреи по дну Красного моря стали переходить на другой берег. И когда они перешли, то египтяне, которые погнались за ними также по дну этого моря, были Божьей силой в море потоплены. Таким образом евреи спаслись от рабства и от смерти.

И вот это было лишь тенью, это был прообраз того, что должно было совершиться в буквальном смысле, что Христос, Бог и человек в одном лице, пришедший в мир, Он нас спасает, Он делает нам великий переход из смерти в жизнь. То есть, мы, будучи все во грехах, в беде, мы все подвержены тлению и смерти. Вот Христос первый, первенец из умерших, кто смертью своею победил смерть. Тот, который и нам дал возможность перейти смерть. И вот эту вот радостную мысль том, что Христос Воскрес, мы на протяжении сорока дней впитывали в себя, по идее, мы должны пропитаться – наш мозг, наш ум, наше сердце, наша душа должны всегда помнить, что Христос Воскрес. Мы всегда это говорим на протяжении сорока дней при встрече вместо приветствия: вместо того, чтобы сказать «здрасьте!», мы говорим «Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Воистину Воскресе!».

Может быть, за сорок дней уже как бы замылились наши очи, наши души, наше сердце, и мы как-то так уже, кто-то, может быть, и уныл уже, у каждого свои заботы и проблемы. И вот уже та радость о воскресении Христа не настолько касалась сердца многих из нас. Но вот сегодня праздник отдания Пасхи – последний раз, когда мы вновь и вновь говорим, что Христос Воскрес. Мы должны это помнить, мы должны, по сути дела, по идее Церкви пропитать своё сердце этой мыслью. Вот мы сегодня провожаем Пасху, так сказать, до следующего года, но мы должны на протяжении всего этого года помнить, что Христос Воскрес, и этой мыслью всегда себя ободрять, потому что что может быть радостнее в конечном итоге осознания того, что смерти больше нет, что Христос победил смерть, что всё остальное, по сути дела, пустяки и мелочи. И как апостол Павел говорил: «Если это не так, то тогда вера наша тщетна, тогда и проповедь наша тщетна».

Но ещё раз повторим, что это не фантазии, это не, как раньше говорили, «опиум для народа», нет! Апостолы, ученики, которые видели Его глазами своими, вкладывали свои персты в Его рёбра, в Его язвы, которые вместе с ним вкушали пищу и беседовали, они явно были свидетелями, и эту вот истину, это свидетельство они передали нам. И апостол Иоанн Богослов в своём Евангелии так и пишет: «Всё это написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, и верою в Него спаслись».

Поэтому, братья и сестры, Пасха уходит, но ненадолго, воскресенье – это тоже малая Пасха, мы будем на протяжении всего года каждую неделю вспоминать эти события, эту малую Пасху, но тем не менее, мы должны помнить, что воскресший Христос всегда пребывает с нами, как Он и говорил своим ученикам: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». Аминь!
 

Аудио