Подлинная вера слову Господа заключается в исполнении его делом

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 13 июля 2024 г., в день празднования Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов.

В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, мы слышали с вами отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, а также отрывок из Евангелия от Матфея. Апостол Павел говорит о том, что человек спасается делами веры. Апостол Павел говорит о том, что человек не спасается делами закона, но спасается верой. И именно вера определяет то, спасён человек или нет, потому что та обстановка, в которой возникло христианство, те предпосылки, из которых исходили изначально уверовавшие во Христа, предполагали, что нужно соблюдать ветхозаветный закон. Именно дела этого закона являются первоочередным требованием Бога к человеку. И вот апостол провозглашает совершенно новое отношение к этим делам закона. Он говорит: "Вера делается самым главным, определяющим спасение человека, и дела закона отходят на второй план".

В то же самое время мы слышим с вами притчу о двух людях, которые построили: один - свой дом на камне, а другой на песке. Довольно-таки известная притча, уже вышедшая за рамки христианской проповеди, вошедшая в пословицы: построить что-то на песке - это нам вполне понятен такой образ, что значит - не иметь крепкого основания. Но вот в Евангелии от Матфея Господь рассказывает притчу и говорит о том, что человеку, который построил свой дом на песке, подобен тот, кто услышал слова Иисуса и не исполнил их. А тот, кто, наоборот, услышал и исполнил, подобен человеку, построившему свой дом на камне. Получается, что здесь мы можем узреть как бы некоторые противоречия одного другому. Вроде как апостол Павел провозглашает совсем не то, что Господь Иисус Христос, потому что Христос явно говорит о том, что именно дела, то есть поступки, определяют то, насколько человек, кому его можно уподобить, в конце концов, спасён он или нет.

Но здесь, что называется, дело в деталях, и нужно, конечно же, восхититься той мудрости церковной, что эти два отрывка преподаны в церковном календаре, как бы взаимодополняя друг друга. Потому что слова апостола Павла действительно вызывали и вызывают до сих пор соблазн отрицать полностью значение благого делания и превозносить веру, говоря: "Вот я верую, остальное уже не значимо ничего". Но на самом деле Господь явно показывает нам, что подлинная вера Его слову заключается в исполнении его делом. И там, где нет исполнения этого дела, то мы не уподобляемся Господу, не идём по Его стопам. Потому что и сам Христос не только провозгласил какие-то великие истины, красивые истины, может быть, человечные истины, но пошёл, исполняя эти истины, вплоть до Креста, вплоть до Своей собственной смерти остался верен Своим собственным словам. И исполнил всё то, что сказал.

И всякий следующий за Христом, если он только лишь внутренне соглашается и говорит: "Да-да, в Евангелии всё то, что написано, это всё очень правильно и хорошо, это то, действительно, с чем я согласен", но делом не исполняет евангельской проповеди Христовой, то такой человек действительно не может быть назван и верующим. Таковая вера имеет лишь некоторую такую поверхностную связь, поверхностную схожесть с подлинной верой, и потому через такую веру, конечно, человек спастись не может. Потому что вера, которую имели святые апостолы - и апостол Павел, и те двенадцать апостолов, которых мы сегодня почитаем, - это вера, преобразившая всю жизнь, преобразившая все поступки и фактически переродившая человека.

Все мы с вами, будучи крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, во взрослом ли возрасте, или в детстве, в младенчестве, вне зависимости от этого, мы через крещение это призваны к такому новому рождению, к перерождению своей собственной жизни. И жизнь наша христианская - в том её накал, её пульс состоит, чтобы постоянно, постоянно себя самого спрашивать: "Поступаю ли я как человек новый? Поступаю ли я как человек Христов? Как Христов ученик и Христов друг? Или я, лишь по названию оставаясь им, делаю то, что угодно моей плоти, моим привычкам или окружающему меня мнению большинства?"

Вот таким образом взирая на Христа и Его заповеди, всякий из нас может действительно выстроить на камне дом своего собственного спасения. И тогда, будучи оправданным на Страшном суде Христовом, стать одесную Его. Аминь. 

Аудио