Пасха - экватор восприятия милости Божией

Пасха - экватор восприятия милости Божией

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 9 мая 2024 г., в четверг Светлой седмицы.

Сегодняшний день за Божественной литургией, дорогие братья и сёстры, мы слышали с вами повествование евангелиста Иоанна о том, как ночью ко Господу пришёл Никодим, один из фарисеев - учителей еврейского народа, и стал вести с Ним диалог, диалог о спасении и о том, как угодить Богу. И вот в этом разговоре Христа с Никодимом мы слышим, что Господь говорит ему о том, что человеку для спасения необходимо родиться свыше. Вот и мы с вами, дорогие братья и сёстры, в преходящую Светлую седмицу, празднуя Пасху Христову, давайте тоже задумаемся об этом рождении свыше - что же оно такое есть? 

Понятно, что святая Матерь Церковь эти слова буквально с тех времён, когда они были записаны евангелистом Иоанном, и даже ещё и раньше, воспринимала как указание на таинство Святого Крещения. Однако в реалиях наших дней чаще всего крещение совершено было над нами, когда мы были совсем маленькими детьми, или очень часто бывает и так, что человек совершил крещение во взрослом возрасте, принял его, но до конца не осознавал, что же такое происходит с ним, и каким образом это соотносится с Господом Иисусом Христом. Господь же указывает Никодиму на то, что рождение от Духа есть непреложное условие того, чтобы нам наследовать Царствие Небесное. И поэтому можно так сказать, что крещение - не только сам факт крещения должен совершиться в нашей жизни, но и его духовное осмысление. Именно духом правильно воспринятое понимание того, что оно значит в нашей жизни.

Апостол Павел говорит в своём Послании к Римлянам о том, что погружаясь в купель, мы делаемся причастными смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. Погружаясь, делаемся причастными смерти, а выходя из купели, делаемся причастными воскресению Христову. Таким образом, смерть Христова, которую мы совсем недавно вспоминали, ещё на прошлой, на Страстной седмице, делается неким условием для того, чтобы мы могли войти в новые отношения с Богом. Это потому, что смерть Христова не просто была тягостна и мучительна для самого Христа, но предпринята она была над безгрешным Христом ради наших собственных грехов, грехов всего человечества, начиная от Адама и заканчивая нами, нынешним поколением. И потому отношение наше к смерти на Кресте Христовом должно быть именно таким, что Христос сделал возможным для нас предстать пред Богом, несмотря на наши грехи. Потому что ради Крови Христовой Господь эти все грехи делает словно не бывшими, то есть, прощает. Прощает и изглаживает эти грехи. 

И вот мы в этом состоянии чистоты от греха сочетаемся со Христом, делаемся с Ним сопричастными. Делаемся сопричастными с Ним, с воскресшим из мёртвых, и Его воскресение из мёртвых служит прообразом и как бы неким основанием для нашей собственной жизни будущего века, для того, чтобы вечность уже здесь, на земле, обуславливала нашу жизнь, задавала ей необходимую тональность. Потому что не для плоти, не для дел плоти мы родились, и тем более не для дел плоти приняли крещение, но именно для общения с Богом. 

И вот сейчас, в преходящую Светлую седмицу, когда мы празднуем Светлое Христово Воскресение, Господня милость близко к нам так, как не бывает, наверно, никогда в другое время года. Подобно тому, как солнце светит на землю круглый год, но в зависимости от времени года лучи его то под более, скажем, жарким углом падают на тот или иной участок земли, то под более косым, тогда нам холоднее делается. Так вот сейчас, можно сказать, июль, жара, экватор восприятия милости Божией. Самое что ни на есть прямое и близкое для нас переживание должно быть. 

Так пребудем же, дорогие, в эти дни в мыслях о милости Божией, о Христе воскресшем ради нашего спасения. Будем соотносить, дорогие, Воскресение Христово с нашей собственной жизнью и с нашим собственным упованием на Бога. И тогда, дорогие, Пасха Христова для нас не прекратится с окончанием Светлой седмицы, но будет снова и снова играть разными красками в зависимости от того, какие события Господь благословляет нам проходить в тот ли иной период нашей жизни. 

В сегодняшний день я, дорогие, поздравляю вас также и с Днём Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Известно, что каждый год Церковь Христова празднует и благодарит Бога за это событие, случившееся уже в далёкие годы, и мало уже живых свидетелей ему. Но мы потомки тех, кому дарована была от Бога эта Победа. С благодарным сердцем и от своего лица, и от лица предков наших возглашаем: "Слава Тебе, Богу - благодетелю нашему!" А поминовение же усопших воинов, которое сегодня также совершается, Церковь Христова сегодня не благословляет совершать, потому что Светлая седмица не предполагает скорби об умерших, и уже только после Радоницы мы будем поминать всех усопших, в том числе и воинов. Таким же настроением благодарения Богу желаю вам провести и этот гражданский праздник. 

Аудио