Мученики Адриан и Наталия - православная история Ромео и Джульетты
Проповедь иерея Сергия Чекоданова 8 сентября 2023 г., в день памяти мучеников Адриа́на и Ната́лии (305–311).
Среди множества святых, которых прославила Церковь за свою историю, нам особенно дороги те не так уж многие из них, которые прославили Бога в супружестве. И мы их заслуженно почитаем покровителями христианского супружества. И святые Адриан и Наталия являются одними из таких. Адриан и Наталия жили очень давно, в те времена, когда христианская жизнь, христианская церковь ещё только проходили своё становление в языческом мире. Адриан был язычник, а Наталия была христианкой - христианкой тайной, которая почитала Господа Иисуса Христа, имела веру к Нему, обращалась к Нему в молитвах и в то же самое время не делала это достоянием всех окружающих её людей, но держала свою веру в тайниках своего сердца. А Андриан был язычником, состоявшим на государственной службе воином.
И вот когда начались гонения на христиан, Наталия как христианка могла бы быть подвержена гонениям, а Адриан должен был быть среди гонителей. Но в научение всем последующим поколениям их судьба сложилась совершенно иначе, чтобы мы учились никогда не ставить каких-то штампов на чужих жизнях и заведомо не обрекать кого-то на погибель или на спасение не определять. По долгу службы Адриан столкнулся с приведёнными на казнь христианами, и удивившись их мужеству и исповеданию веры, услышал от них, что то уготовил Бог любящим Его, что ни одно человеческое ухо не слышало, и ни одно человеческое око не видело. Услышав об этом, он уверовал и исповедовал свою веру так, что примкнул к этим мученикам и оказался среди них, можно сказать, особо значимым человеком, потому что совершенно неожиданным было для всех это его обращение. Будучи увещеваемым даже императором, он не склонился уже ни на какие блага, ни на какие обещания.
Над ним совершали пытки, а Наталия, супруга его, узнав об обращении своего любимого, совсем ещё молодого супруга - 27 лет было ему, когда случилось с ним это событие, приведшее его к мученическому венцу, -Наталия тайком пробиралась в тюрьму, и укрепляла, и поддерживала своего супруга, и всячески беспокоилась о том, чтобы он ни в коем случае не отвернулся от того Христа, к Которому уже обратилось его сердце, чтобы не дрогнула его душа, чтобы не устрашился он ничего земного, и лишь небесное чтобы было ему путеводителем. Будучи замученным, Адриан прославил Господа и крещён он был, что называется, своею кровью. А Наталья умерла, можно сказать, своей смертью, то есть, её никто не предавал казням, никто её не мучал и не требовал отречения, но, так же, как и святая София умерла, не выдержав душевного терзания от смерти трёх своих дочерей - Веры, Надежды и Любови, - так же и Наталия, будучи горячо привязанной к своему супругу, предала дух своей в руки Господа после его кончины, не захотев с ним разлучиться не только здесь, на земле, но и в небесном вечном царстве.
Такая чудесная история молодых любящих друг друга людей, поистине преданных Христу до самого конца, которая, конечно, не может не умилять любого человека, который её слушает. Это, по меткому замечанию одного современного проповедника, своего рода наша православная история Ромео и Джульетты, такая история любви, которая простирается за пределы даже здешней земной жизни и делается примером для грядущих поколений. Но это, конечно, художественное сравнение, его нельзя напрямую так применять, Ромео и Джульетта - совсем другая история, тем не менее, можно это как красивый образ ещё воспринять - совершенно реальных живых людей, в отличие от Ромео и Джульетты, которые действительно так вот пострадали.
Чем же для нас может быть поучительна история Адриана и Наталии? В чём их супружество является для нас примером? Ведь нас сегодня не ведут ни на пытки, ни на смерть Христа ради. Это супружество может для нас быть примером того, что истинно христианская брачная жизнь непременно должна быть устремлена не только к земным каким-то вещам, но непременно должна быть устремлена к Господу. Потому что люди, которые любят друг друга, ценят, уважают и живут в супружестве многие годы, существуют и существовали всегда не только в христианской традиции, и они конечно же, заслуживают уважения и подражания вне зависимости от своей веры.
Но чем христианский брак принципиально отличается от любого другого брака вообще? Если брак - это союз тех людей, которые решили идти вместе до конца - ещё раз повторю, и это само по себе решение уже достойно всяческого уважения, то христианский брак - это союз тех людей, которые решили идти вместе до конца ко Христу, и вот в этом, конечно же, ни в коем случае не должны ослабевать. В молитвах ли, в чтении ли Слова Божьего, в воспитании ли детей, в посещении ли каких-то святых обителей, в традициях гостеприимства или ещё в каких-то других замечательных вещах, неотъемлемой частью которых является супружество, совершать эти вещи супруги христианские должны, как говорит постол Павел, о Господе. С мыслью о Господе, ради славы Божией и ради славы Христовой если мы будем совершать свою супружескую жизнь, то непременно будем тогда истинными подражателями и продолжателями той прекрасной христианской традиции супружеской любви, которую для нас оставили Адриан и Наталья, их же молитвами, Господи, помилуй нас. Аминь!