Литургия Преждеосвященных Даров: Комментарий

24 апреля была отслужена вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров с комментариями. Во время богослужения было сделано несколько небольших перерывов, во время которых служивший литургию священник Сергий Чекоданов предварял очередной фрагмент службы пояснениями исторического, богословского и уставного характера. В предварительном слове отец Сергий рассказал об истории происхождения и становления Литургии Преждеосвященных Даров, её структуре и основных отличиях от полной Литургии.

Всем, кто не смог присутствовать на этой службе, мы предлагаем запись комментариев к богослужению. Надеемся, что она поможет вам лучше понимать структуру и символику этого великопостного богослужения, что позволит более вдумчиво к нему относиться и в полной мере оценить его красоту .

1. Добрый вечер, дорогие братья и сёстры! В сегодняшний день мы с вами собрались для совершения Литургии Преждеосвященных Даров, и я позволю себе давать краткие комментарии к совершаемому богослужению. Богослужение это не очень длинное, и я надеюсь, что комментарии эти не слишком вас утомят, но позволят более вдумчиво и внимательно осознавать то, что происходит на богослужении.

Литургия Преждеосвященных Даров - это богослужение, которое отчасти лишь является литургией. Литургией оно является по той причине, что это, конечно, общее моление - моление, в том числе, о том, чтобы нам быть едиными перед лицом Божьим, причащаясь Святых Христовых Таинств, но в то же самое время на нём не совершается самого главного, что бывает в обычной литургии - пресуществление этих самых Даров. Они заготавливаются заранее, в воскресный день предшествующей постовой недели.

Традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров восходит к древней традиции пощения. Мы сейчас с вами привыкли, постясь, сменять рацион, а в древней церкви достаточно долгое время распространена была практика ничего не вкушения до самого вечера - примерно так, как это сейчас делают мусульмане. То есть, конечно, не говорю, что он в точности таким же образом [совершается], но древнехристианский пост действительно был ближе к современному мусульманскому. Это восточная традиция пощения, и вот строгий пост предполагал именно невкушение никакой пищи. Именно по этой причине в дни особого строгого поста - в среду и пятницу - когда христиане не вкушали ничего до вечера, возникла традиция вечером подкреплять свои духовные силы принятием Святых Христовых Таинств.

По своей сути это богослужение и должно было совершаться всегда вечером, оно относится к вечерним богослужениям, есть определённые признаки того, что это именно вечернее богослужение. Первый же признак - то, что основой совершаемой этой Литургии Преждеосвященных Даров является вечерня в том виде, в котором мы её служим в течение целого года.

Начинается Литургия Преждеосвященных Даров - делается вначале более похожей на вечерню, и постепенно делается более похожей потом на литургию. Начинается она так же, как и обычная вечерня, но с той только разницей, что в начале говорится возглас, присущий совершению только церковных Таинств - Евхаристии, Крещения и Венчания - "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа". Этот возглас не только более торжественный, чем обычно, но и как бы особенным образом погружает нас в пространство бытия Святой Троицы, в котором мы призваны находиться во время совершения литургии.

Далее, как на обычной вечерне, читается так называемый предначинательный 103-ий псалом - псалом о мирском бытии. Как известно, повествование в книге Бытия говорит о том, что был вечер, и было утро - день первый, второй, третий и так далее. Так вот именно поэтому на вечерне, поскольку вечер и утро упоминаются в такой последовательности, вечерню принято осознавать как такое ветхозаветное, предшествующее Христу бытие, и начинается оно, конечно, с осмысления создания Творцом мира.

Во время того, как читается 103-ий предначинательный псалом, священник читает перед Царскими вратами вечерние светильничные молитвы. Это он делает всякий раз, когда совершается вечернее богослужение в том числе. Далее диакон совершает Великую ектению. Великая ектения присуща совершению всех служб суточного круга, и во время её совершения диакон обращается к Господу с краткими прошениями, а хор от имени людей отвечает: "Господи, помилуй!" И прошения этой ектении как бы обнимают все потребности Церкви, какие только существуют.

Вот мы сейчас с вами с Богом начнём совершение Литургии Преждеосвященных Даров, после Великой ектении я ещё разочек выйду, расскажу немножечко о том, что будет дальше. Помолимся!

2. После совершения Великой ектении на вечерне обыкновенно читается Псалтирь. Чтение Псалтири - древняя церковная традиция, это книга, которая читалась и в ветхозаветные времена, и уже в новозаветной церкви, никакое богослужение не обходится без Псалтири. На вечерне часто в приходских храмах кафизмы не читаются, так сказать, чтобы не затягивать богослужение, но вот на Литургии Преждеосвященных Даров эти псалмы Давидовы - 18-я кафизма, так называемая Песнь Степеней, читаются всегда, потому что во время их чтения в алтаре совершаются приготовления Святых Даров к службе. Святой Агнец, пропитанный Кровью, заготовленный в воскресенье, лежит в специальной дарохранительнице, и во время чтения первой части этой кафизмы священник разворачивает антиминс на престоле и перекладывает на дискос из дарохранительницы заготовленный Агнец.

Во время чтения второй части кафизмы священник с диаконом совершают троекратное каждение уготованных Даров, во время третьей части чтения кафизмы Дары переносятся на жертвенник. Изначально, в древности, Дары хранились отдельно, не в алтаре, и в этом был чисто практический смысл: действительно, Дары переносились, ставились на жертвенник, а потом уже с жертвенника переносились на престол, но сейчас, в настоящее время, для большей сохранности Даров их принято хранить именно на престоле, и получается, что в начале их переставляют на жертвенник, а потом, в дальнейшем, на литургии они обратно с этого жертвенника переносятся на престол. Но это издержки того, что немножечко по-разному в разное время было организовано храмовое пространство.

Буквально ещё, например, в XVI столетии даже в русской церкви в храмах жертвенники всегда ставились в отдельном помещении, а сейчас этого не бывает практически никогда. Такие изменения происходят, они влияют на чисто практическое совершение службы, а какие-то вещи остаются.

После того, как Дары приготовлены, кафизма прочитана, хор поёт стихиры - так называемые стихиры на Господи воззвах. Поётся 140-ой псалом Давида, и между его стихами вставляется чтение стихир, посвящённых определённому дню в году. Это могут быть стихиры как из Постной Триоди - из книги, которая поётся только Великим постом, - так и посвящённые конкретному святому, празднуемому под число. В сегодняшний день Святой Церковью осмысляется то обстоятельство, что в конце недели, в субботу, как известно, Господь воскресил Лазаря, он был четверодневный, в сегодняшний день, в среду, он как раз умер. Он умер, и началось его пребывание во гробе. И это событие осмысляется Церковью в поемых стихирах.

Во время того, как поются стихиры, диакон совершает полное каждение всего храма, и после этого, на последней стихире, открываются Царские врата и совершается так называемый Малый вход. На полной литургии он всегда совершается с Евангелием, а на Литургии Преждеосвященных Даров Евангелие вносится на Малый вход только тогда, когда оно читается. Сегодня оно читаться не должно, поэтому так, как на простой вечерне, Малый вход будет совершаться без Евангелия, только с каждением.

После совершения входа хор поёт торжественное древнее песнопение, посвящённое Господу Иисусу Христу, где Церковь осмысляет Его как Свет, пришедший во тьму и просветивший всех людей - «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе» - услышим мы, и после этого пения я выйду к вам снова ещё раз.

3. В это время на вечерне приурочен был обычай вносить светильник в церковное собрание. Так зачастую происходило в формировании богослужения, что сначала возникал какой-то обычай, какая-то традиция, а потом она приобретала какое-то богословское осмысление. Так и здесь внесение светильника было осмыслено в связи с приходом Господа Иисуса Христа. Как Господь явился и просветил людей от тьмы язычества и неведения Бога, так и сейчас мы вносим этот светильник, просвещающий нас. Нам в век электричества, это, может быть, не очень близко и понятно, но силой воображения мы можем себе это представить.

Следом за стихирами на Господи воззвах идёт чтение ветхозаветных отрывков, которые ещё называются паремии. Великим постом читается книга Бытия и Книга премудрости царя Соломона - Притчи царя Соломона. Предшествует ветхозаветным чтениям пение маленького отрывка из Псалтири, который называется прокимном. Эти прокимны часто предваряют чтение как ветхозаветных, так и новозаветных отрывков. И мы сегодня услышим три этих прокимна - два перед чтениями, а третий после чтения - неизменяемый Великий прокимен «Да исправится молитва моя».

Первое чтение сегодня - будет читаться отрывок, в котором рассказывается о том, как Иосиф в Египте открылся своим братьям. Иосиф в какой-то мере является прообразом Господа Иисуса Христа, и, конечно, повествование о нём, который промыслом Божьим оказался спасителем для своих братьев, которые его предали и продали, в какой-то степени перекликается с историей Господа, оставленного своими учениками и тем не менее спасшего от рабства греха и смерти Его смертью и Воскресением.

Второй отрывок содержит краткие притчи, то есть изречения, некие афоризмы царя Соломона, начинается он со слов увещания о том, что нужно воздерживать нам свой язык, как нельзя более актуального в дни Великого поста.

После второго чтения, как я уже сказал, звучит третий прокимен на слова «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Эти слова мы уже слышали, это 140-ой псалом, который распевался только что. Пение этого прокимна неизменяемо, его поют всегда за Литургией Преждеосвященных Даров, он не меняется, традиционно его поют в центре храма специально поставленные певцы.

4. Дальнейшее течение богослужения уже напоминает больше не вечерню, а именно литургию. Так же, как в обыкновенной литургии после чтения Евангелия - в этом месте, если полагается, то на Преждеосвященной литургии тоже читается Евангелие именно сейчас. Но сегодня его чтения нету, поэтому сразу же, как после Евангелия на литургии, совершается ряд ектений, Херувимская песня и пение молитвы Господней.

Ектении: в начале совершается сугубая, то есть усиленное прошение на ектениях, когда хор каждый раз отвечает три раза «Господи, помилуй» на различные прошения, затем Церковь молится об оглашенных, и также с середины Великого поста молятся о тех ещё отдельно, кто готовится к святому просвещению, то есть крещению. Это связано с той древней традицией, которая соблюдалась достаточно долгое время, но которой сейчас нет уже никакого и следа, кроме вот этих вот ектений на Преждеосвященных и ещё некоторых отдельных напоминаниях о прежде бывшей традиции массового крещения оглашенных в Великую Субботу. Раньше перед Пасхой подготовке этих оглашенных и крещению непосредственно перед самой Пасхой придавалось большое значение. Сейчас эта традиция уже утрачена.

После ектении об оглашенных ещё две кратких ектении, во время которых священник читает молитвы о верных, чтобы Господь сподобил нас причаститься, и поётся особая Херувимская песнь: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится». Так же, как во время Херувимской песни на литургии, священник молится, воздевая руки, а потом вместе с диаконом переносит Дары с жертвенника на престол. С той только разницей, что Дары эти уже освящённые, поэтому диакон, предшествующий священнику, несущему дискос и Чашу, кадит эти Дары, и принято приклонять колена в то время, как эти Дары переносятся.

После Херувимской песни - просительная ектения, во время которой священник снова молится о том, чтобы Господь очистил наши сердца и помышления перед Причастием, и произносит он в частности такие слова: «Стоим мы, Господи, перед жертвенником Твоим словно перед херувимским престолом. И после совершения этой просительной ектении поётся молитва Господня «Отче наш», после которой причащается духовенство, а затем причащаются и миряне - так же, как на обычной полной литургии.

Таким образом, если на полной литургии между Херувимской песнью и молитвой Господней есть ещё молитва пресуществления Даров, то здесь её нет, и переход происходит сразу же, минуя эту молитву, потому что Дары уже освящены. Будем молиться!

5. Причастие на Литургии Преждеосвященных Даров внешне ничем не отличается, хотя на самом деле различие это присутствует в том, что причащаемся мы заранее приготовленными Дарами. Это значит, что заранее, в воскресенье, уже Агнец был пропитан Святой Кровью, и этот Агнец хранился в течение нескольких дней в дарохранительнице. Сейчас, будучи раздроблен, погружается в вино. В лжице у нас также Тело и Кровь Христовы, но именно Тело и Кровь Христовы погружаются в соединённое с кипятком вино, то есть, не Тело соединяется с Кровью, а Тело и Кровь погружаются в вино. Никакой разницы, когда причащаются взрослые, но маленькие дети, которых причащают обычно только Кровью, их именно по этой причине как раз, по той причине, что собственно Кровь только присутствует здесь в соединении с Агнцем, то детей маленьких на этой литургии не причащают. А так разницы, собственно, никакой нет.

И дальше следует окончание литургии, и отличается там только заамвонная молитва священника. Священник спускается со ступенек к амвону, читает молитву - не такую, как на обыкновенной полной литургии, но особую молитву, в которой просит Господа призреть на нашу эту службу и на наше совершение Великого поста. Так же, как Он в течение сорока дней понудил поститься Моисея, прежде чем даровал ему скрижали, так и нас, в течение сорока дней совершающих Великий пост, чтобы Господь тоже принял это наше пощение.

Заканчивается литургия обыкновенным многолетствованием патриарха и архиереев, как на всякой другой службе.

6. Всех вас, дорогие и возлюбленные о Господе братья и сёстры, я благодарю за совместную молитву, за совместное совершение Литургии Преждеосвященных Даров. Я думаю, что для каждого из нас такой опыт вечерней литургии является, конечно, очень необычным. И пусть никто из вас не усомнится, это действительно богослужение, которое должно совершать вечером, совершение его вечером совершенно на своём месте. И в то же самое время нам это непривычно, потому что мы не привыкли к такого рода посту.

И как бы то ни было, постились ли вы сегодня перед причастием в течение целого дня, или в течение шести часов, но привычка вкушать пищу чаще всё-таки у нас есть, и поэтому волей-неволей в течение дня нужно было возвращаться к мысли о том, что "сегодня мне вечером причащаться, сегодня буду принимать Тело и Кровь Христову". И само по себе это воспоминание с гораздо большей силой, чем утром, когда непосредственно мы встали - и сразу на службу, не успеваем мы так подумать утром, чтобы себе понапоминать: «Я буду сегодня причащаться». А тут это непременно в нашей подготовке присутствует, и само по себе это воспоминание является, пожалуй, самым таким сильным и действенным в приготовлении к Святым Тайнам.

Пускай этот опыт останется с нами на других литургиях. Нужно воспоминать о том, что мы собираемся причаститься, но ещё заблаговременно. Если вот мы утром причащаемся, то в общем-то, можно уже и накануне думать: «А ведь завтра я буду причащаться, я ради этого там на службу ходил (или ходила), или там каноны собирался читать, или постился. И не просто отдельно взятое какое-то аскетическое усилие, а именно сопряжённое с воспоминанием о грядущем причастии, имеет гораздо больший смысл. Но, может, кто-то ещё какой-то опыт извлёк духовный из сегодняшнего богослужения, я надеюсь, этот опыт будет тоже положительно сказываться на духовной жизни каждого из нас.

 

Аудио

Аудио

Аудио

Аудио

Аудио

Аудио