Господь печать Своего воскресения положил на тело человеческое

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 22 мая 2024 г., в день памяти святителя Николая Чудотворца.

В сегодняшний день Святая Церковь чествует перенесение святых мощей святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Эта история случилась в средневековье, в XI веке, когда город Мир Ликийский, в котором служил когда-то святитель Николай Чудотворец, находился уже на территории, находящейся под властью турок, и поскольку христианская вера в этом месте была преследуема, святыни были в поругании, то вот была такая проведена операция по тому, чтобы эти мощи нашли такое место, где им бы воздавалось должное почитание. И вот они были перенесены из Мир Ликийских в город Бари Италии, где находятся и поныне.

Те, дорогие братья и сёстры, кому посчастливилось побывать там, - я не раз слышал свидетельства таких людей, кто бывали в городе Бари и поклонялись мощам святителя Николая Чудотворца, - никто от этого посещения, от этого паломничества не остаётся равнодушным. Потому что действительно благодать Божия сугубо пребывает на этом месте, и мощи эти являются видимым знаком присутствия благодати Божией в Христовой Церкви.

Но давайте, дорогие братья и сёстры, поразмышляем вот о чём. Все мы знаем, что Господь оставил Свои заповеди людям ещё через пророка Моисея, и эти заповеди в течение полутора тысяч лет до пришествия в мир Господа Иисуса Христа были главным руководством в жизни любого человека, желающего угодить Богу - в первую очередь иудеев. Также и те люди, которые из язычества обращались к истинной вере, руководствовались этими заповедями, этим законом Моисеевым. Так вот закон Моисеев говорит совершенно однозначно о том, что всякое мёртвое тело является скверной, является тем, от чего потом нужно очиститься. И в этой связи тело почившего человека, прикоснувшиеся к нему также в течение нескольких дней ни к какой святыне не должны были прикасаться. То есть того, чтобы тело усопшего человека, пусть даже и святого, почиталось святыней - до пришествия в мир Иисуса Христа об этом и речи быть не могло, прямо противоположное было отношение.

Да, надгробия строили, перед надгробиями поклонялись - святых пророков, например. Христос тоже говорит фарисеям: "Вы уподобились своим отцам, которые убивали пророков, а вы им строите гробы". То есть, такого рода почитание, воздаяние должного святым людям было, но само по себе почитание именно мёртвого тела, то, что мы называем мощами ("мощи" - это церковно-славянское слово, которое обозначает любое почившее тело, каждый из нас, когда умрёт, его положат в гроб, и это будут мощи. Если человек прославился как святой, это будут святые мощи. А так, на то, чтобы быть мощами, каждый из нас способен - доживём, помрём, будем мощами). Так вот мощи любого человека, чтобы были святыней, - это совершенно немыслимое дело.

Почему же таким образом в Церкви образовалось почитание святых мощей? Конечно же, это произошло в первую очередь потому, что сам Бог свидетельствует о том, что необходимо эти мощи почитать. Всем нам известно о том, что, например, мощи того же Николая Чудотворца, когда их стали переносить из Мир Ликийских в Бари, они просто находились в благоуханном мире - это такая жидкость благоуханная, такого неземного, можно сказать, происхождения, она окружала эти святые мощи, кости святого Николая Чудотворца как облиты были этим миром. То есть, такое явное чудо Божье совершалось, и Господь свидетельствует о необходимости почитания святых мощей. Но в то же самое время Бог же не может Сам Себе противоречить, если Господь говорил о запрете прикосновения к мёртвому телу и о скверне в связи с этим, как же такое получается, что мощи вдруг делаются предметом особенного почитания в Церкви?

А связано это, дорогие братья и сёстры, с тем, что Господь Иисус Христос Своим Воскресением из мёртвых совершенно принципиальным образом изменил положение человека в этом мире. Изменил его, и тело человеческое сделалось настолько же причастным Богу, насколько же для него сделалось возможным быть в соединении с Богом. Настолько же, насколько это возможно и было прежде для духа человеческого. И вот в этом смысле тело человеческое совершенно принципиальным образом обновлено воскресшим Христом.

Поэтому празднование памяти в честь святых мощей святителя Николая Чудотворца в пасхальные дни является более чем правильным: один праздник продолжает другой. И мы с вами, дорогие, должны таким образом взирать на мощи святителя Николая Чудотворца как не просто какое-то отдельно взятое чудо в христианской культуре, но именно как находящееся в прямой связи с празднованием Воскресения Христова. Мощи святителя Николая являются видимым свидетельством того, что Христос не просто ради Самого Себя воскрес, но воскрес ради того, чтобы обновить нашу повреждённую грехом человеческую природу. И всякий человек может приблизиться к святости через Воскресение Христово, и приблизить к святости не только свою душу, но и тело своё приблизить к святости. Потому, когда Церковь воздаёт почитание телу человеческому, это говорит не о том, что мы должны предаваться какому-то угодничеству плоти, чревоугодию там или поспать подольше, раз оно тело такое обновлённое, Богом благословлённое, вот я его, значит, положу, это тело, оно пускай поотдыхает подольше. Да нет, в этом смысле тело как было рабом души, так оно и осталось, но в том смысле, что Господь печать Своего воскресения положил на тело человеческое, вот в этом смысле тело своё мы, конечно, должны беречь. Должны беречь его до такой степени, чтобы оно потом предстало пред Господом воскресшим в достойном виде.

Вот, дорогие братья и сёстры, о чём мне хочется попросить вас сегодня задуматься в связи с памятью перенесения мощей святителя Николая Чудотворца. Посмотрим на своё тело, пускай это тело, сколько бы ему ни было лет - пять, пятнадцать, двадцать пять или девяносто пять лет - всякое такое тело, на нём, поскольку это тело христианина, на нём так же, как и на душе, есть печать Воскресения Христова. И вот движимые любовью ко Господу, движимые верой в Воскресение Христово, будем пребывать в вере в то, что и для нас жизнь вечная и радость о Господе уготовлены. Аминь.

Аудио