Херувимская песнь. Фрагмент Божественной литургии 17 августа 2022 г.

17 августа 2022 г., в день памяти семи отроков Эфесских, в приделе св. Иоанна Воина Свято-Троицкого Измайловского собора была отслужена литургия, в которой принял участие молодёжный церковный хор "Камертон" воскресной школы Казанского храма в Вырице (руководитель М.В. Галечик). Фрагмент литургии мы представляем вашему вниманию.

Херувимская песнь.
Музыка - Диак. С. Трубачев

Херувимская песнь — одно из главных песнопений литургии. Текст Херувимской песни был составлен в VI веке неизвестным византийским автором. В богослужении Русской Православной Церкви это песнопение закрепилось после XV века. Молитва, основанная на видениях ветхозаветных пророков Исайи и Иезекииля, символизирует пение ангелов у престола Божия (в учении об ангелах говорится, что херувимы — второй, следующий после серафимов, ангельский чин).

«Иже херувимы…» — очень красивое, протяжное песнопение. Она состоит из двух частей, которые разделяются так называемым Великим входом. Во время Великого входа, символизирующего добровольное шествие Христа на крестные страдания, священник и диакон выходят из алтаря через северную диаконскую дверь (маленькая дверь слева от Царских врат). Диакон держит в руках дискос (блюдо на широкой ножке) с хлебом для будущих Святых Даров, а священник — потир (чашу) с вином. Остановившись перед открытыми Царскими вратами лицом к молящимся, они произносят молитвы о патриархе, правящем епископе, клириках и прихожанах храма, а также о всех православных христианах. После этого священник и диакон через Царские врата заходят в алтарь. Первая часть мелодии Херувимской обычно бывает протяжной и плавной, а вторая — ликующей и торжественной. Разделяются две части песнопения возгласом «Аминь», который звучит в ответ на молитву, произнесенную священником.

Херувимская песнь звучит почти на каждой литургии. Исключения — литургии Великого Четверга (в этот день вместо нее поется «Вечери Твоея днесь, Сыне Божий») и Великой Субботы (в этот день Херувимская заменяется песнопением «Да молчит всякая плоть человеча»). Также Херувимская песнь не поется на литургии Преждеосвященных даров.

Иногда «Херувимскую песнь» называют «музыкальным центром литургии», несмотря на то, что она звучит как предварение главной части богослужения — Евхаристии. Действительно, она вдохновила многих великих композиторов на написание замечательных мелодий. В храмах можно услышать Херувимскую песнь Дмитрия Бортнянского, Павла Чеснокова, Петра Чайковского, а также старинные мелодии, авторы которых неизвестны: греческий и болгарский распев, распевы знаменитых монастырей.

За время развития русской духовной музыки Херувимская песнь претерпела ряд изменений: она развивалась от монодии (одноголосное пение) к развернутому многоголосию, от знаменного распева — к композиторским мелодиям. Сейчас существует огромное количество вариантов мелодий Херувимской песни — от национальных (греческая, сербская, болгарская) до распевов знаменитых монастырей (афонский, валаамский, распев Ниловой пустыни и др.), а так же сочинений композиторов.