Священное Писание - главный источник воли Божьей

Кейп Альберт. Крещение евнуха. 1640. Художественный музей, Хьюстон

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 4 мая 2023 г.

Апостольское чтение дня - отрывок из восьмой главы Деяний Святых апостолов о том, как апостол Филипп привёл ко Христу евнуха. Обращение одного конкретного человека может казаться совершенно незначительным на фоне массового обращения людей. В книге Деяний описаны случаи обращения целыми семьями, домами, сотнями и тысячами людей. Так, после проповеди апостола Петра за один раз обратилось три тысячи человек. Евнух, будучи язычником по рождению, принял веру в Христа и из паломнической поездки в Иерусалим возвращался в свою страну на службу к своей госпоже царице Эфиопской. По пути ему встретился апостол Филипп. Услышав, что евнух читает книгу порока Исайи, апостол рассказывает ему про Христа и крестит его. Казалось бы, сколько было таких рядовых обращений, но апостол Лука, написавший книгу Деяний, обращает на этот случай своё внимание. Для Луки этот случай был значимым, поскольку это чуть ли не первое обращение язычника по рождению, который, не будучи рождённым в иудейской вере, не имел отношения к обетованию Бога Аврааму. В дальнейшем апостолом Петром будет крещён Корнилий сотник и множество других язычников, так что даже этот вопрос апостолами разбирался на первом апостольском Соборе в Иерусалиме: нужно ли приводить в иудейство уверовавших из язычников - вопрос, остро стоявший для Церкви в первые века. Он касается и всех нас тоже, потому что все мы в большинстве своём не иудеи по рождению своему, и к нам обетования, данные Аврааму, не имеют отношения. А вот то, как в Церкви совершено становление нового народа Божьего, Нового Израиля, как оно было осмыслено, это, конечно, имеет к нам отношение.

Ещё хочется обратить внимание на то, каким образом Господь действует через апостола Филиппа так, чтобы коснуться сердца этого евнуха: обстоятельства, которые случаются, видятся обоими как промысл Божий. Это евнух не просто едет и занимается своими размышлениями - он читает Слово Божие. Когда человек читает Слово Божие, Господь может указать ему направление, в котором ему нужно двигаться. Но таким образом не бытовые вопросы решаются, а те, которые касаются нашего спасения, о которых нам стоит думать. И то, что мы невнимательно читаем Слово Божие, говорит не о том, что Писание не может ответить на наши вопросы, а о том, что те вопросы, которые нас интересуют, находятся не на уровне, где решается Словом Божьим. Мы занимаемся суетой, и даже в церковь приносим свою суетную мирскую жизнь.

Когда к евнуху обращается по велению Святого Духа апостол Филипп, он читает самые потрясающие слова в книге пророка Исайи. В этой книге 60 глав - самая большая пророческая книга. Исследователи Исайи делят её на несколько частей и спорят, какая из них была написана самим Исайей, какая была подписана его именем, как было в обычае в древнем мире. И когда обращается к евнуху апостол, тот читает то место, которое настолько явно пророчествует о Господе: "Как овечка, ведён Он был на заклание" - самые удобные слова у Исайи, через которые можно обратить человека к вере в Иисуса Христа. И слова эти каждый раз читаются священником, совершающим проскомидию, прямо соотнося их с жертвенным служением Иисуса Христа. Когда Господь хочет нам что-то открыть, Он устраивает нам самым удивительным образом обстоятельства так, что невозможно их иначе трактовать и понимать. Мы иногда задаёмся вопросом, как нам жить по воле Божией? Этот отрывок нам даёт несколько аспектов, в которых мы должны себя проверить, действительно ли мы желаем жить по воле Божьей. Во-первых, нужно решать вопросы такого уровня, который нам задаёт Господь Бог и святая Церковь, не вертеться в суете, а о своём спасении по-настоящему размышлять. Не просто перечислять грехи от исповеди к исповеди, а стараясь осмыслять события своей жизни в контексте спасения. Потом, для ответов на эти вопросы раскрывать Священное Писание и его брать в качестве самого главного источника воли Божьей. И наконец, молясь Богу, вопрошая, как это всё уразуметь, быть внимательным к тем событиям, которые Господь способен устроить и в нашей жизни, чтобы мы уразумели, чего же Он от нас хочет. Такое промышление у Господа бывает сразу о всех и о каждом.
 

Аудио