Соблазн увидеть Мессию сокрушающего

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 13 января 2024 г., в день отдания праздника Рождества Христова.

Дорогие братья и сёстры! В 2024 году так совпало, поскольку Рождество выпало на воскресный день, субботний день между Рождеством Христовым и субботний день перед праздником Крещения Господня совпадает. Читается два чтения, одно из которых полагается читать в субботу после Рождества, а другое, которое полагается читать в субботу перед Крещением. Эти два чтения дают нам такой объёмный образ Иисуса Христа, дают взгляд на Него с двух сторон. С одной стороны, мы слышим, как проповедовал Иоанн Предтеча, и в своей проповеди он выражал те чаяния, с какими были связаны ожидания Мессии во времена, когда Господь пришёл. От Бога ждали справедливости, от Бога ждали суда, и всякий человек, который хотел входить в народ Божий, в Царствие Небесное, должен был уготовать свои пути, своей жизнью уготовать к пришествию вот этого самого справедливого Мессии и Судии. Потому проповедь Иоанна Крестителя такая грозная. "Порождения ехиднины, - говорит он, - Не думайте убежать от будущего гнева! Не начинайте приводить себе какие-то доказательства, что вы, мол, дети Авраамовы: Бог из камней сих может сделать детей Авраамовых". 

Но это взгляд людей, которые ждали Мессию, ждали Христа. Но спустя несколько глав тот же самый евангелист Матфей даёт нам другой образ, даёт нам такой образ, который увидели его собственные апостольские очи, и этот взгляд, безусловно, принадлежал не только ему одному, но и всей Церкви. Из множества проречений о Мессии, которые были в Ветхом Завете, апостол Матфей выбирает одно - из сорок второй главы Пророка Исайи: "Вот Отрок Мой, в Него же взирает душа Моя, Он возлюбленный Мой, трости надломленной не преломит, и льна курящегося не погасит. На Него будет уповать народ". Вот этот мирный образ Спасителя, мирный образ Мессии апостол даёт, что называется, по своим впечатлениям. Христа ждали таким, а пришёл Он другим. 

Пошли столетия. Множество поколений христиан пытались разглядеть через толщу веков, через благовестие Евангелия образ Христов и увидеть в Христе воплощение справедливости, справедливой кары за злодеяния - в особенности, когда речь идёт не о наших злодеяниях, а о злодеяниях наших обидчиков, наших врагов, или врагов наших сродников, или врагов нашего Отечества или ещё каких-то других врагов. Соблазн был всегда увидеть этого справедливого Мессию, сильного Мессию, Мессию сокрушающего, уничтожающего. Сквозь века Тихим Светом до нас доносится свидетельство евангелиста Матфея о том, что Христос имел нрав тихий, нрав мирный, и тому же учил Своих учеников. 

"Свете Тихий святыя славы" - так к Нему обращалась древняя Церковь, и так воспевает она в своих песнопениях до сих пор. И предстоя на Божественной литургии, радуясь всё ещё продолжающемуся сегодня, последний день продолжающемуся празднику Рождества Христова, пришествия в мир Богомладенца Христа, нам тоже непременно нужно разглядеть в своём духовном опыте, в своём сердце именно этот правильный евангельский образ Христов - образ тихой славы, несокрушающего несокрушимого света, божественной любви и божественной истины. Попробуем разглядеть этот образ, чтобы нам истинно Христа, и Тела, и Крови Его причаститься в сегодняшней литургии. Аминь. 

Аудио