Проповедь на Четвёртой пассии 21.04.2024 г. (Ин. 18; Ин. 19)

Проповедь на Четвёртой пассии 21.04..2024 г. (Ин. 18; Ин. 19)

В воскресенье 21 апреля состоялась последняя, четвёртая Пассия. Тем, кто не смог присутствовать на этом богослужении, предлагаем запись проповеди чтеца Антония Мотина, прочитанной по его окончании. Завершает цикл пассий страстное Евангелие от Иоанна (18 и 19 главы).

🌿 Мы сегодня слышали евангельское чтение - 18-я и 19-я главы Евангелия от Иоанна. Когда мы их слушаем, мы понимаем, что это очень скорбное Евангелие. В них рассказывается о том, что Христа схватили, провели беззаконный суд и распяли. Но в то же время основная мысль этих двух глав в том, что Господь Иисус Христос является хозяином и господином и смерти, и жизни. В чём проявляется, и в чём мы можем это увидеть? Первое, в чём мы это видим в этом Евангелии - так это в том, что Господь добровольно Себя предаёт на суд и на смерть. Мы читаем и слушаем, что Господь Сам добровольно идёт в сад, где время от времени Он со своими учениками собрался, и где Он с ними беседовал. Именно поэтому Иуда-предатель знает, где искать Спасителя, и он ведёт стражу не домой, а ведёт стражу именно в сад. Знает, что там Господь бывает вместе со своими учениками. И Господь туда идёт добровольно.

Кроме того, очень важная деталь, что когда приходит стража, то она приходит со светильниками. То есть, хоть и темно, но она может различить, кто перед ней стоит, какие люди - ученики и Христос - но тем не менее, они дважды спрашивают Иисуса Назорея. И Господь отвечает: "Это Я", и после первого ответа они падают ниц на землю, и только после второго раза, когда Он говорит: "Это Я", они Его берут под стражу. То есть, мы можем сделать вывод, что Господь, как и в других случаях в Евангелии, мог незаметно уйти, сделать так, чтобы Его не заметили. Даже после Воскресения Его, мы знаем, что не сразу Его узнавали. Также и здесь могли Его просто не узнать, Его могли не схватить. Но Господь специально, добровольно идёт на то, чтобы Его схватили.

Когда Его привели уже на суд к Пилату, то Пилату Он говорит: "Моё Царство не от мира сего. А если бы Моё Царство было от мира сего, то тогда бы Мои споспешники пришли бы и Меня освободили". Таким образом, Господь ещё раз заявляет о том, что Он не царь земной, Он царь небесный и то, в чём главном обвиняли иудеи Его перед Понтием Пилатом - в том, что Он претендует на царство и на власть кесаря, - Он таким образом опроверг. Он говорит: "Я царь не земной, а царь небесный". И в общем-то Понтий Пилат, услышав это, по идее должен быть понять, что этот человек невинен, что Его надо освободить. Но при этом он всё равно с одной стороны всячески пытается это сделать, он расспрашивает ещё раз иудеев, он расспрашивает ещё раз и Спасителя о том, кто Он, и что Он сделал, он также, чтобы как-то усмирить пыл и ярость иудеев, отдаёт Спасителя на побиение стражей, на то, чтобы на Него надели терновый венок, багряницу, над ним насмехались. Таким образом, выводя Его в таком виде перед иудеями, он надеялся, что их пыл уменьшится. Но тем не менее, они настаивают на том, чтобы Его распяли.

Важно ещё и то, что в Евангелии Понтий Пилат три раза повторяет перед иудеями: "Я в Нём не нахожу вины". Это очень важное для нас свидетельство, которое показывает, что даже человек, который не был Его учеником, который вообще сторонний, римлянин, свидетельствует о том, что Спаситель невиновен, Спаситель, по сути, не от мира сего. Также Господь говорит: "Я для того родился, для того, чтобы нести истину". И этим ещё раз показывает, что Он сюда пришёл не ради земного царства, а именно для того, чтобы пострадать и воскреснуть.

Ещё одним свидетельством того, что Господь добровольно идёт на смерть, является то, как Он всё принимает, с каким долготерпением и кротостью. Он переносит и побиения, и заушения, и насмешки, и даже когда у Анны слуга его ударяет по ланите, то Он никак не возмущается, Он очень кротко отвечает: "За что ты Меня бьёшь? Если за что-то худое, то покажи Мне, за что худое, а если худого нет, то почему тогда Меня ударяешь?"

Ещё очень важно заметить, что, казалось, Господь был распят на кресте, крест является позорной смертью для иудеев, и они специально, в общем-то, всё подводили именно к тому, чтобы Господь был распят именно на кресте, потому что мы знаем другие случаи, когда они побивали камнями, как, например, архидиакона Стефана. Но они именно специально шли к Понтию Пилату, именно за тем, чтобы не самим как-то тайком побить камнями, но именно чтобы распять на кресте, именно позорной смертью. Кроме того, что эта смерть позорная, ещё важно то, что Господь был казнён не один, а ещё с двумя разбойниками. И вот казалось бы, что позорная смерть, смерть не одна, а ещё и рядом с разбойниками, тем не менее, всё это было опять-таки к тому, чтобы показать, что Господь добровольно идёт на смерть, и для того, чтобы показать Его славу, потому что во время Его распятия произошли многие чудеса, воскресли многие умершие, раздралась завеса в храме. И дьявол всё так устраивал, чтобы было неясно, от кого эти чудеса,  потому что распятых трое, но, тем не менее, люди всё видели и все поняли, что чудеса эти были именно от Спасителя.

И кроме того, к Его славе было и то, что иудеи старались поставить стражу перед гробом, чтобы никто не похитил тело, но это опять-таки, всё явилось к славе и к тому, что Господь через стражу явил, что он действительно по-настоящему воскрес, а не так, то это всё было подставлено, и что Его тело просто украли.

Святитель Иустин Челийский, всегда, когда говорил о христианстве, то он говорил о том, что Спаситель решает в своей проповеди самую важную вещь, потому что для любого человека важно решить вопрос смерти и жизни. По словам святителя Иустина Спаситель этот вопрос решает самым решительным образом. Он идёт на смерть - Бог идёт на смерть, Он воскресает, и таким образом попирает смерть и всем нам показывает, что жизнь после смерти возможна, что является вообще для нашей земной логики невероятным. И именно таким образом Он всем нам показывает, кто настоящий истинный Бог - Иисус Христос - и что следуя за Ним мы тоже можем рассчитывать на жизнь вечную и на воскресение после нашей смерти.

И на примере апостола Петра, о котором мы тоже сегодня слышали, мы видим, что в те моменты, когда Бог был с ним, апостол Пётр проявлял решительность и отвагу, например, в саду, тогда, когда он решительно выступил в защиту Спасителя и отсёк слуге ухо. Также решительно он себя проявлял и ранее, когда говорил: "Я с Тобой до конца, Господи!", но при этом, когда Господь его покидал, то он показывал свою немощь, например, трижды отрёкся, хотя, казалось бы, его спрашивали: "Ты ученик Господа?" - не воин, не первосвященник, а  спрашивала обычная женщина. Но тем не менее, апостол проявил малодушие именно тогда, когда он был не с Господом, и когда Господь был не с ним рядом.

И таким образом все эти случаи показывают в нашей жизни, что когда мы стараемся быть с Господом, когда мы стараемся читать Священное Писание, использовать его как то лекарство, которое мы можем к ране приложить и таким образом излечиться, но именно важно в этом сравнении учесть то, что если мы лекарство просто приложим, но не забинтуем, не закрепим, то оно отвалится, и таким образом оно не подействует.

Со Священным Писанием, Евангелием важно также слушать Евангелие не мимолётно, не время от времени, а постоянно и стараться в него вникать, и уповать на Господа, и верить в воскресение после смерти. Аминь. 

Аудио