Пост укрепляет нашу волю, без которой невозможно победить ни одну страсть
Проповедь иерея Михаила Журавлёва 8 марта 2025 г., в день памяти великомученика Фео́дора Ти́рона (ок. 306) и блаженной Матро́ны Московской (обре́тение мощей 1998).
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Вот, братья и сёстры, уже почти подошла к концу первая седмица Великого Поста, наиболее такая строгая. Сегодня у нас суббота Великого Поста. И мы вспоминаем преподобного Феодора Тирона. Как известно, этот человек жил в третьем веке, пострадал в начале четвёртого века.
Феодор Тирон. Тирон означает молодой боец, то есть новобранец. Этот человек был военнослужащим и за то, что не согласился приносить жертвы идольским богам, был долгое время мучим, в том числе и голодом, и в конечном итоге был сожжён на костре. Но тело его оказалось нетленным, и впоследствии одна благочестивая женщина погребла его. Это было в 306 году, он пострадал 17 февраля по старому стилю, это 2 марта по новому стилю.
И вот, спустя некоторое время, в 313 году уже к власти пришел христианин, пришёл, так сказать, расположенный к христианам император, который впоследствии стал христианином, - Константин Великий, и началось благоденствие христиан. Но спустя некоторое время племянник царя Константина Великого, Юлиан, который впоследствии в истории был назван Отступником, и вот этот вот человек, Юлиан Отступник, захотел возродить в Римской империи язычество. И уже не совсем явным образом, но всё-таки старался христианам вредить: выпустил из тюрьмы, из заточения всех еретиков, и не препятствовал черни, то есть обычному, простому народу побивать христиан, убивать их. Оставлял их безнаказанными. И возвратил капище языческих богов вновь язычникам и так далее.
И вот этот вот Юлиан Отступник решил посмеяться над христианами, и в первую неделю поста, зная, что христиане все сугубо постятся, он решил окропить идоложертвенной кровью все припасы на рынке, овощи, фрукты, чтобы христианам нечего было есть. И вот, как раз таки, это был 362-й год, и первая неделя, первое воскресенье Великого поста приходилось как раз на память мученика Феодора Тирона. И вот этот мученик Тирон явился архиепископу Константинопольскому Евдоксию и сказал о том, что сотворил Юлиан. Таким образом, сказал, что бы все христиане ели то, что у них дома есть. Ну а то, что дома было, в основном пшеница. И вот эту вот пшеницу размачивали и ели коливо. И вот в память об этом празднуется память Феодора Тирона.
И это было, так сказать, торжество православия над язычеством. И долгое время этот праздник, память Феодора Тирона, совершалась именно в воскресный день. Но потом, уже спустя многие годы, многие столетия, после Вселенских соборов, уже в IX веке, после иконоборческой ереси, после Собора седьмого, было установлено в воскресный день первой недели Великого Поста праздновать Торжество Православия, а память Феодора Тирона сдвинули на субботу. Но тем не менее, так сказать, суть праздника первой недели Великого поста не изменилась - это Торжество Православия.
И сегодня еще, братья и сестры, также мы вспоминаем святую блаженную Матрону Московскую. Она, можно сказать, наша почти что современница. В прошлом веке жила, родилась в 19-м, а скончалась в 1952 году. Жила она в Туле, родилась в бедной крестьянской семье. У неё был отец человек слабый здоровьем, и она была уже четвёртым ребёнком. И семья её жила трудно, и мать хотела, зная, что у неё ребёнок по чреве, хотела избавиться от него, потому что это был как нахлебник, лишний рот. Но, тем не менее, она была верующей, боялась делать аборт, но всё-таки ходила всю беременность с той мыслью, чтобы отдать ребёнка в приют. И вот ей однажды во сне явилась некая птица с закрытыми глазами, которая села ей на плечо. И она в этом поняла, что не нужно от ребенка избавляться. И действительно, дочка у неё родилась, можно сказать, инвалидом, слепая, но тем не менее, как показало впоследствии время, эта дочка не то что не стала нахлебником, а наоборот, можно сказать, кормила всю семью, потому что Господь её с детства избрал и наделил её особой благодатью.
Жизнь у Матроны была тяжёлая и трудная, и Бог призрел на её смирение, потому что она, хотя и была абсолютно слепым ребёнком, у неё даже не было глазных яблок, и вот с детства она была слепая, но тем не менее уже с восьми лет ей Господь открыл духовное зрение. И она уже с восьми лет обладала даром прозорливости. К ней приходили многие люди. И она обладала не только даром прозорливости, но и даром утешительного слова. Помогала людям в их скорбях, утешала их, вдохновляла, наставляла. Даже по её молитвам многие исцелялись. И, конечно же, люди в знак благодарности за это приносили её родителям какие-то подарки, благодарности. Таким образом, Матрона помогала и своей семье.
Вообще надо отметить её глубокое смирение, смирение пред Богом. Она была абсолютно спокойная и невозмутимая при всех тяжёлых обстоятельствах жизни. Например, такой вот пример: она матери говорила: "Я завтра уйду, но начнется пожар. Ты не сгоришь, останешься живой". Вот зная, что такое происходит, что будущее видела как настоящее, как прошлое, и вот, зная все трудные события, она абсолютно оставалась спокойной. И мать её в детстве жалела и говорила: "Бедная ты моя Матронушка". А она говорила: "Я-то бедная, я совсем не бедная, у тебя два старших сына, Михаил и Иоанн, вот они-то бедные". Действительно, её братья, Иоанн и Михаил, впоследствии стали революционерами, они поддерживали революцию, таким образом, отошли от Бога, от Церкви, и, можно сказать, шли по гибельному пути. Конечно, нам неизвестна их участь в вечности, но тем не менее.
А вот Матрона задолго до революции предсказывала все эти события и говорила, что люди будут драться за земли, будут очень жадными, стараться нахапать себе землю, но впоследствии земля никому не будет нужна, никто ею пользоваться не будет, что мы и видим в современном мире, в современной России. И ещё Матрона говорила о том, что будет великая война. Предсказывала, что Москва не будет взята немцами, и Тула не будет взята немцами, что Москва только немножко обгорит. Надо ещё сказать, что в 17 лет она стала не только слепой, но ещё стала парализованной в том плане, что у неё ноги отказали. Это произошло так, что одна женщина, видимо колдунья, коснулась её, и после этого у неё отнялись ноги. Но она знала это до этого события и абсолютно спокойно этому не препятствовала.
И в итоге она слепая и безногая, можно сказать, потому что ноги у неё не ходили, она не имела, где главы своей приклонить, и постоянно на протяжении шестидесяти лет скиталась из дома в дом, жила у добрых людей. И в конечном итоге скончалась 2 марта 1952 года и была похоронена. И она предсказывала, что первое время на могилку к ней будут приходить только те люди, которые при жизни её знали. А впоследствии, когда эти люди умрут, то никто уже почти к ней не будет приходить, за редким исключением. Но спустя многие годы, говорила она, потом ко мне на могилку будут приходить многие-многие люди, толпы людей. И при жизни к ней приходило каждый день по сорок человек со своими скорбями, со своими болезнями, унынием, тоской, и она всех утешала, помогала.
Надо сказать, что она была простой девушкой, молилась она простыми молитвами, «Отче наш», «Да воскреснет Бог», все молитвы, которые мы и так с вами знаем. Но тем не менее, в её молитвах была благодать Божия, которая помогала людям. Она говорила: "Кто будет молиться мне, того я при смерти встречу". Поэтому мы попросим её молитв, потому что всем нам придётся переходить из этой жизни в жизнь вечную, чтобы и она помолилась о нас.
Напоминаем, братья и сестры, что пост Великий продолжается, чтобы мы не расслаблялись, потому что обычно многие, отпостившись первую неделю, дальше уже, так сказать, начинают потихонечку расслабляться. Помните, что пост Великий, пост строгий, что вообще по правилам церковным каждый христианин должен соблюдать Великую Четыредесятницу, и среду, и пятницу, а тот, кто не постится в эти дни - мирянин да будет отлучён, а священник, или архиерей, или диакон, тот да извержится из своего сана. То есть этот пост очень строгий, это ещё апостольское правило, апостолами нам данное, будем об этом помнить. И по Типикону говорится о том, что кто нарушает пост, вкушая даже хотя бы рыбу, за исключением Благовещения и Входа Господня в Иерусалим, вообще, согласно Типикону, на Пасху не причащается, и ещё две недели находится под епитимьей.
Конечно, я понимаю, и все мы понимаем, что Типикон нам ставит высокую планку поста. Но тем не менее, каждый из нас должен поститься, потому что пост укрепляет нашу волю, а без воли нашей невозможно победить ни одну страсть, ни один грех. И если вспомнить Христа, который постился сорок дней, то там сказано в Евангелии, что после этого сорокадневного поста Он вышел в силе Духа. И вот пост даёт нам силу Духа. А если человек не постится телесно, то и силы Духа у него тоже не будет. Но надо ещё помнить, что пост не только бывает телесный, но бывает и душевный, и мы все, живя в современном мире, в информационном веке, должны ещё накладывать на себя пост информационный.
Поменьше смотреть, поменьше читать, всё, что нас не касается - того не надо смотреть. Пост нам дан для того, чтобы мы всё внимание обратили в своё сердце, чтобы, так сказать, зрачки своего глаза развернули в сердце, вовнутрь себя, не во внешний мир, а в себя, и увидеть надо себя, познать свои страсти, свои тайные грехи, свою трусливость, ничтожество - это мы всё должны увидеть, потому что мы зачастую знаем всё, или почти всё, ну в смысле многое мы знаем, то, что вообще не касается нашей жизни, но самих себя мы вообще не знаем, мы не знаем, как мы себя поведём в той или иной ситуации. И только находясь один на один с собой, можно увидеть свои мысли, что рождает моё сердце, как сказано в псалмах, что наше сердце - это море пространное, в котором гадей нет числа.
Вот этих все гады, которые в нашем сердце гнездятся, зачастую мы их даже не видим, не чувствуем, не ощущаем, они как раз-таки в тишине, только в тишине их и можно различить, увидеть самого себя, такого какого ты себя никогда, так сказать, и не видел. В душе откуда это у меня, как же это, да ничего себе какое, а вот такие мы, да, внутри, гадкие и паршивые, и вот это нужно увидеть, это нужно оплакать и попросить Бога, потому что иначе никак. И вот на это нам и дан пост, а если мы будем постоянно сидеть и друг другу всякую ерунду слать по эсэмэскам в Ватсаппе, ВКонтакте и так далее, у нас и времени нет, и просто мы забиваем свое сознание.
Поэтому ещё раз напоминаю о том, что в Пост Великий вообще святые отцы, все эти постники, монахи преподобные, все они уходили в пустыню абсолютно безжизненную. И там встречались с собой, со своими страстями и старались победить это. Поэтому, если мы хотим быть, как говорится, благочестивыми и боголюбивыми, то обратите, пожалуйста, внимание на это. Не шлите друг другу всякую ерунду. Как говорится, "на два дня, на два дня все забудьте про меня". Так и здесь, нужно сказать всем: "Всё, забудьте про меня, до Пасхи мне вообще ничего не шлите, не пишите. Только если, как говорится, самое главное, самое нужное, жизненно необходимое". На этом всё, братья и сёстры. Храни всех Господь!
Наша группа ВКонтакте