Надо захотеть, чтобы Господь в нас действовал

Проповедь иерея Сергия Чекоданова 21 декабря 2024 г., в день памяти преподобного Пата́пия Фивского (VII).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, мы с вами слышали за литургией краткие притчи Господа Иисуса Христа, в которых Господь объяснял людям о том, что же есть Царствие Небесное, чему оно подобно. Потому что на самом деле Царствие Небесное - это есть такое состояние бытия, мира, в котором Бог поистине царствует, и ничто не мешает, и не препятствует, и не вредит этому царствованию. Конечно же, такое состояние невозможно изъяснить человеческими словами, невозможно его описать и сказать, как точно оно будет. И Господь говорит: "Чему уподоблю Царствие Небесное?" И вот лишь какие-то земные подобия, какие-то образы дают нам какое-то примерное представление о том, каково же должно быть это Царствие.

И вот Господь говорит нам не о том, что это Царство Небесное подобно каким-то страшным, могучим, сильным вещам, но говорит, что подобно Царствие Небесное маленькому зерну горчицы, горчичному зёрнышку, которое, если посадить, то вырастает огромное дерево, и в ветвях его прячутся птицы, и листьями его шелестит ветер, и оно производит вид величественный. И никогда не подумаешь, что выросло оно из маленького зёрнышка, которое едва ли можно только одно удержать в руках среди пальцев своих, берут его горстями обычно сразу, а тут одно зёрнышко! Ему подобно Царство Небесное.

Подобно Царство Небесное закваске, которую кладёт женщина в тесто и ожидает, когда же эта закваска произведёт своё действие, когда наконец невидимые глазу человеческому бактерии начнут действовать так, что тесто приобретёт совершенно иной, непохожий вид, произрастёт из малого в великое, в большое. Вот чему подобно Царствие Небесное.

Как же мы можем, дорогие братья и сёстры, перевести это на язык нашей с вами жизни? Мы можем здесь точно сказать о том, что Господь не ждёт, чтобы мы начинали приближаться к Его Царствию с каких-то великих дел, с каких-то огромных подвигов, что Господь не ждёт, когда целиком и полностью сразу переменится наше бытие, наш быт, наши жизни. Но Господь хочет, чтобы Его слово, слово Его благой вести производило в нас действие постепенно и постоянно, чтобы оно изменяло нас и приводило нас к такому состоянию, чтобы и узнать нельзя было бы нас, кем мы были, и кем мы стали благодаря тому евангельскому слову, которое в нас поселяется и начинает действовать. Вот этого Господь ждёт от нас, и, конечно, это мы Ему принести можем, если захотим.

Давайте же, дорогие, захотим сделать так, чтобы Господь в нас действовал. В первую очередь отложить нам для этого придётся всякое представление собственное о Царствии Небесном. Придётся нам как-то уж смириться с тем, что Царствие Небесное принадлежит Господу Богу, а не нам. и не нам его устраивать ни здесь, на земле, ни там, в каких-то превосходящих земное бытие материях. Там и здесь Господь хочет устроить Своё царствование, и нам хорошо бы научиться слушать, научиться свою волю с Его сверять, и смирять себя таким образом, чтобы Господь мог в нас действовать.

Никогда в человеческой истории не было такого, чтобы люди, которые хотели навязывать Богу свою волю, от этого выигрывали. Господь иногда идёт как бы навстречу этим каким-то настойчивым проявлениям воли человеческой, но всегда это выходит таким образом, что люди жалеют потом об этом. Так вот, дорогие, самая правильная, лучшая молитва - это есть та молитва, которой учил своих духовных чад преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец: "Господи, твори со мною и ближними моими Свою святую волю!" Вот ежели бы мы так с вами жили и научались вверять сами себя, и друг друга, и всю жизнь нашу в руки Небесного Царя, то действительно, и в душе нашей, и в семьях наших, и на работе у нас, и в магазине, куда мы придём, или ещё где бы то ни было, у нас действительно Царствие Небесное будет присутствовать.

Будем же, дорогие, вмещать в себя это евангельское слово, постараемся сделать так, чтобы это горчичное зёрнышко выросло в нас, и чтобы эта закваска взошла в нас, и пускай ничто наше личное, эгоистичное не воспрепятствует этому. Аминь. 

Аудио