Мы должны беречь своё сердце, чтобы оно было способным к восприятию Божьего слова
Проповедь иерея Сергия Чекоданова 8 октября 2023 г., в день памяти преподобного Сергия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (Преставление 1392).
Дорогие братья и сёстры, мы с вами слышали удивительный по своему драматизму, по своему накалу, развитию своего сюжета евангельский отрывок. Его слушать невозможно, не содрогаясь внутренне от той силы, которую в него вложил евангелист Лука. Он повествует нам о том, как Господь Иисус Христос впервые встретил того, кто потом сделается Его верным, горячо преданным Ему учеником - Симона Петра, а также его брата и его друзей, которые вместе с ним ловили рыбу. В разных евангелиях немножечко по-разному даётся этот момент встречи Иисуса со своими учениками. И мы на самом деле, взирая на этот отрывок, можем лишь только поучиться тому, чтобы не относиться к Евангелию как к какому-то учебнику истории, какому-то исключительно историографическому документу, но в первую очередь слушать то, что вложил Господь Бог Святой Дух через уста евангелистов, чтобы донести до нас какие-то мысли.
Вот в частности в Евангелии от Луки даётся этот удивительный по своему динамизму случай, когда Господь, проповедуя другим людям, был тесним людьми настолько, что они не давали Ему спокойно говорить и излагать Своё учение. И тогда Иисус садится, как бы случайно, в лодку к Симону и просит его отплыть немного от берега, и этот человек, который всю ночь трудился, и видимо, починял, промывал свои сети на берегу, из уважения к учителю отплывает, откладывает свои дела, слушает Его тоже, а Иисус, находясь на некотором отдалении от берега, конечно, занимает такую более выгодную с точки зрения оратора позицию. Он ото всех на равном расстоянии, все растянулись по берегу, и звук Его голоса отражается от воды, и всем хорошо Его слышно.
И вот как бы в награду за эту возможность с такой лёгкостью и радостью проповедовать, Господь, закончив Своё слово и отпустив народ, говорит Симону, чтобы он отплыл на середину озера, закинул свои сети в море. И тот, который будучи потомственным рыбаком, человеком, который прекрасно знает, когда хороший клёв, а когда не очень, отдавая себе отчёт, что сейчас, в дневной зной, вся рыба должна уйти куда-нибудь на дно, и совсем не время ловить её, тем не менее слушает учителя и говорит: "По слову Твоему закину сети". И дальше совершается что-то такое, что приводит в ужас и в восхищение всех присутствующих: рыбы столько, что лодка начинает идти ко дну, вызывают другую - другую полностью наполняют рыбой, и она всё прибывает и прибывает, и никаким образом невозможно с этим справиться. И понимая, что здесь перед ним не просто мудрый учитель, но Тот, Кто является повелителем всех стихий, и Тот, Кто морю повелевает так, словно оно находится у Него в подчинении, как раб.
И Симон, видя в Иисусе Бога, припадает к Его коленам и говорит: "Господи! Выйди от меня, ибо я человек грешный". И вот в этот момент Господь ему говорит: "Не бойся! С этого момента будешь ловить людей, улавливать их в сети к Царствию Небесному". И вот этот удивительный улов остаётся на берегу, и апостолы идут за Христом, и действительно улов рыбы является лишь только пророчеством по отношению к тому, что предстояло сделать на ниве Христовой апостолам Симону и другим его друзьям.
Преподобный Сергий Радонежский, память которого мы сегодня празднуем, в какой-то степени пошёл именно этим апостольским путём, явив послушание Господу Иисусу Христу. Он, уйдя в пустыню и там смирив свою плоть, сделался в итоге огнём, путеводной звездой для множества людей, явился самым настоящим насадителем современного ему монашества. И вот этот чудесный улов евангельский, о котором мы сегодня читали, сбылся не только в жизни святых апостолов, но также сбылся и в жизни преподобного Сергия Радонежского, который учеников своих исчислить потом не мог и не может, и только радуется о них ко Господу.
Вот этот пример послушания Господу явили нам и апостол Симон, и преподобный Сергий Радонежский, и нам, дорогие братья и сёстры, в наше суровое, в наше такое суетное время нужно непременно беречь своё сердце, чтобы оно было способным к восприятию Божьего слова, чтобы мы были способны откликнуться на Его призыв и сделать то, чего Он ждёт от нас. И тогда Господь умножит плоды жизни нашей, и нам только останется в восхищении припасть пред Ним на колени и сказать: "Господи! Ты мой Бог, я Твой раб. Помилуй меня!" Аминь.