Любить Бога не словом и языком, но делом и истиною

Проповедь Виктора Семёнова 12 января 2025 г., в день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодняшняя неделя Церковью именуется Неделей по Рождестве Христовом, то есть, Церковь призывает нас продолжать совершать празднование этого спасительного события, знакового события для всего человечества, которое ждало рождения Богомладенца Христа, и которое дождалось, и которое будет ждать Его снова и снова, пока идёт человеческая история. И евангельские повествования говорят нам сегодня о том, что после того, как волхвы пришли к Богомладенцу Христу, поклонились, принесли Ему дары: золото, ладан, смирну, и отошли в свои пределы, по слову ангела, минуя Ирода, в этот момент является ангел Господень праведному Иосифу Обручнику.
И вот сегодня ещё Церковь вспоминает святых Богоотцов: Давида царя, из рода которого произошёл Мессия, Иосифа Обручника праведного, обручённая Матерь Божия была Иосифу, и Иакова, брата Господня по плоти наречённого. И вот, если мы с вами откроем Священное Писание Ветхого и Нового Завета, то о Давиде царе очень много сказано, особенно во Второй Книге Царств, Псалтирь тоже повествует об этом великом и человеке, и царе, и пророке. Об Иакове тоже достаточно сказано, и Послание он оставил для нас и для нашего назидания.
А вот из этих трёх людей, который в самом меньшинстве - это Иосиф Обручник. А ведь человек сделал очень-очень много. А ведь человек имел такую честь и такое достоинство, как не имел, наверное, никто, потому что Бог-Отец - а мы об этом с вами знаем, что рождённый от Духа Свята наречётся святым, то есть на земле отца у Бога Господа Иисуса Христа, Богочеловека, не было. Но был Обручник, который был наречён отцом. И Христос, обращаясь, говорит: "Авва отче", Он таким же образом обращался и к своему отцу, наречённому отцу Иосифу Обручнику.
Так вот удивительно то, что Господь Бог Отец посылает на землю, оставляет на земле своим провозвестником, своим как бы воспитателем земного отца, простого человека. Но простого не совсем, а праведного. Простота бывает хуже воровства, у нас говорят. Но бывает и простота, которая ангельская. Есть другое повествование: там, где просто, там ангелов со сто. Так вот, у Иосифа Обручника, надо сказать, была вот эта простота, евангельская, праведная простота.
И вот этот земной человек становится, что самое главное, непостижимо, отцом для Бога - вечного, живого, настоящего, превечно рождённого. Он становится по-человечески Его отцом, он становится Его воспитателем, он становится Его назидателем. И мы читаем с вами в Священном Писании, что Христос повиновался родителям своим, что тоже удивительно: человек повинует Бога, но только по естеству человеческому, а не по божественному.
Вот эта тайна, которая заключена в общении двух естеств, божественного и человеческого, о чём будет сказано ведущими великими богословами того периода, после событий рождественских, о том, что во Христе природа соединена неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно - так называемый халкидонский орос, - это всё будет потом. А вот на тот период вся полнота Божественного откровения была открыта только исключительно Матери Божией. Иосиф Обручник, несмотря на свою праведность жизни, не имел полноты откровений. И вот является ему Ангел Господень и повелевает ему бежать в Египет из Вифлеема, потому что Ирод ищет погубить души Богомладенца Христа.
И вот здесь тоже стоит обратить внимание на характер Иосифа Обручника. Он не стал спорить, не стал сомневаться, как некогда Захария, например, - отец Иоанна Крестителя. Он не стал смеяться, как некогда Сарра, когда услышала о том, что она, девяностолетняя, родит сына. А Иосиф берёт с полнотой сердечной и с готовностью, собирает Богомладенца Христа, Матерь Божию. По преданию, - а мы с вами, верующие люди, принимаем Священное Писание и Священное Предание Церкви, и на этом зиждится наше вероучение - по преданию Иосифу было уже восемьдесят лет, то есть, это был старик уже по нашим меркам. Он собирает этого Богомладенца, и самое главное, опять же, надо вспомнить слова, которые сказал ему Ангел Господень: "Беги в Египет!" То есть, не иди спокойно, а беги.
И вот святитель Иннокентий Херсонский говорит: "Что значит "беги в Египет!"? А это значит, страшись, как зверя". Вот когда ты видишь, когда на тебя выходит зверь какой-нибудь, зверюга, который, ты понимаешь, что сейчас останешься на этом месте или в пасти этого зверя. Вот беги от этого зверя. Беги от этого Ирода. То есть, не спокойно, а с сокрушением, с таким вот дерзновением, не откладывая ни на сколько. И он собирается, и ночью, как воры, уходят с этого города. В темноте, чтобы никто их не заметил. Богомладенец Христос уходит из Вифлеема и идёт в Египет.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Почему же Господь по промыслу избрал Египет?" И отвечая на этот вопрос, говорит: "Волхвы пришли с Вавилона, а Христос бежал в Египет. Неспроста, потому что хуже стран и творящих беззаконий хуже, чем в Египте и Вавилоне, не было". И вот Христос приходит туда. Сначала идут волхвы на поклонение с Вавилона, а потом сам Христос приходит в Египет в это самое злокачественное такое место, для того, чтобы его очистить, с одной стороны, а с другой стороны, показать, - говорит святитель Иоанн Златоуст, что Господь не чурается греха человека, а хочет его исцелить от этого греха. Он не чурается никаких беззаконий, никаких соблазнов - Он готов на всё.
И здесь же святитель Иоанн Златоуст говорит: "Жертва крестная самого Иисуса Христа начинается, - он говорит, - не на Кресте, не у Понтия Пилата, не на суде у Анны и Каиафа. Она начинается в эту ночь", - он говорит. Только родился, только великая радость, Иосиф Обручник слышал неизреченные глаголы. Поклонение волхвов, принесение даров, свидетельство волхвов о том, что сам царь Ирод хочет поклониться прийти. И тут абсолютно противоположное: "Беги скорей отсюда". И вот, после того, как Он убежал, Богомладенец Христос со своими родителями, начинается как раз, - святитель Иоанн Златоуст говорит, - первая крестная жертва и первые крестные страдания. Это избиение младенцев. Это свидетельство пророка Иеремии о том, что плач в Раме слышен Рахили, которая не может утешиться о своих детях, потому что их нет.
Ирод царь, поняв, что волхвы обманули его, повелевает страшное приказание - избить младенцев до двух лет, всех, которые найдутся в Вифлееме и окрестностях его. Даже трудно назвать этого человека человеком, Ирода, потому что те беззакония, которые он творил, могут наименовать его только зверем, потому что этот человек настолько боялся за свою власть, настолько боялся за своё место под солнцем, что ни перед чем и ни перед кем не останавливался. Когда он заподозрил, что вроде жена его замышляет что-то против него, он не побоялся, он убил её и трёх сыновей своих, потому что боялся за свою власть. Но и этого было мало. Когда Ирод заболел тяжко и умирал, он повелел своим воинам, что перед тем, как он умрёт, в момент уже умирания, чтобы они собрали всех вельмож, всех иудейских знатных людей и умертвили их вместе с Иродом царём. То есть вот человек уже на смертном одре, ему уже уходить, а он замышляет ещё такое злое. И вот неспроста Ангел Господень и Иосиф бежали в Египет, потому что от этого зверя в человеческом обличии надо было именно бежать.
А вот когда прошло время, и Ирод умер страшной смертью, то Ангел Господень опять является Иосифу Обручнику и говорит: "Умер тот, который искал смерти Богомладенца Христа, возвращайся в землю израилеву". Вот здесь уже Ангел Господень не говорит: "Беги в землю Израилеву", а "возвращайся", то есть, у тебя есть время спокойно, нормально шествовать, не так, как ты бежал сюда, в Египет в ночи, как вор, не имея, где приклонить главы, не имея запасов, всего этого..." По-человечески если рассуждать, Матерь Божия же никогда никуда не путешествовала. Это чистое дитя пошло туда, куда вообще не знало, куда идти, в безызвестность полную. Но Она с сокрушением, со смирением по слову Ангела Господня пошла.
А тут Она возвращается в землю израилеву. Но когда, подходя к земле израилевой, узнали, что Архелай царствует, это тоже один из сыновей Ирода, и тоже очень страшный человек, об этом в Священном Писании сказано, что Ангел Господень явился и сказал Иосифу: "Уйди в Назарет". Они, с одной стороны, испугались тоже Архелая, потому что, по-человечески, мы с вами должны это понимать, почему? Потому что Архелай тоже человек был подобный своему отцу Ироду, ни перед чем и ни перед кем не останавливался. Подобно своему отцу, усвоил все уроки борьбы за власть. И вот Иосиф берёт Богомладенца Христа и Матерь Божию и уходит в Назарет.
И сбывается ещё одно пророчество - о том, что назореем наречётся. И вот святитель Григорий Нисский говорит о том, что это было совсем такое печальное наименование для нас, сейчас живущих людей, слышащих, что вот какой-то выходец из города Назарет. Но назореями назывались люди, посвящающие себя Богу. И святитель Григорий Нисский говорит: "Для Христа это было не унижение, для Христа было это отрада, что народ через пророков называет Его назореем, то есть освящённым". Он и воистину освящён, Он воистину есть самая Святая Святых. Это то, о чём мы с вами тоже в Священном Писании читали. То есть, выше этой святости, святейшества не было, нет и не будет. И поэтому для нас вроде бы, говорит, вот это уничижение обращается славой Божией.
Иосиф поселяется вместе с Матерью Божией в Назарете, воспитывает Богомладенца Христа, научает. И ещё, на что стоит обратить внимание, - по преданию, Иосиф был, как я вам уже сказал, стар, восемьдесят лет ему было, и с собой он взял Иакова, сына своего от первого брака, брата Господня по плоти. И вот, когда они шли в этот Египет вместе с Иаковом, с Матерью Божией, с Богомладенцем Христом, конечно, на них напали разбойники. И по преданию, один из разбойников, увидев дитя, сказал, что даже если Бог воплотится и вочеловечится, то красивее этого дитя нет и не будет. И Матерь Божия сохранила Богомладенца Христа в своих объятьях, они Его не отняли. По преданию, этот разбойник не дал причинить зла Святому Семейству, на что Матерь Божия говорит - даже в предании сохранились её слова - "Никогда мой Сын не забудет твоего благодеяния".
И по преданию этот разбойник как раз тот, который висел рядом со Христом на кресте, которому Господь сказал: "Сегодня со мной будешь в раю". Вот удивительно, что Церковь всё запоминает, Церковь всё хранит, Церковь всё передаёт, назидает. И вот воспоминание сегодня этих Богоотцов в Неделю по Рождестве Христовом, мы вспоминаем неспроста их. Почему? Потому что, читая в само Рождество Христово апостольское послание, там есть такие слова: "Все, слышавшие Бога". Вот это люди, слышавшие Бога, особенно Иосиф - это человек, который предал полностью себя, доверил себя полностью Богу.
Знаете, мы все люди верующие здесь, верующие - это хорошо, а есть высшая ступень - есть доверяющие Богу. Вот Иосиф - это был человек, который доверял Богу себя без остатка. Полностью, всю свою жизнь он вложил в руки Божьи. Он понимал, что Бог для него Отец. И отец не мыслит для сына своего ничего злого. И он повиновался Ему. Скажи человеку - и старому, и малому, и взрослому, среднему - какие-то повелительные слова, не каждый человек послушает, не каждый человек ответит тебе на это слово своим исполнением того, что ты сказал. А этот человек не размышлял: хорошо это или плохо, приведёт это к добру или ко злу, нужно это делать или не нужно. Но всё, что Ангел Господень повелевал, он, как Матерь Божия запечатлевала в своём сердце, так Иосиф всё это исполнял.
Вот здесь как раз заключены, по слову святителя Иоанна Златоуста, тоже два великих поступка. Одно дело созерцательное - слагание в сердце своём, а другое исполнительное. Святой Иоанн Богослов скажет это простыми словами. Он говорит: "Будем любить не словом и языком, но делом и истиною". И вот святой Иосиф Обручник любил своё семейство, Матерь Божию, обручённую ему, и Богомладенца Христа не словом и языком, но на деле и истине. Он своими поступками и показывал свою любовь.
Вот сегодняшний день ещё в народе может быть немножечко забытым, к сожалению, есть такая традиция - обращаться к Иосифу людям простых профессий. Потому что, если мы с вами, например, посмотрим западные храмы, то там, где изображается Иосиф Обручник, а он, надо сказать, что на Западе очень почитаем больше, чем у нас на Востоке, в восточной православной церкви. Так вот там, где изображается Иосиф Обручник, всегда изображаются различные инструменты: тиски, молоток, рубанок - то есть, он был плотником, древоделом, как его называли, и он является покровителем людей простых профессий. Не знатных таких профессий, да, не особо почитаемых, а самых простых, но без которых жизнь человека невозможна. И вот этот день - тоже ещё призыв всем людям, которые имеют какие-то свои навыки, свои профессии, обратиться тоже к Иосифу о покровительстве.
А второй момент - всем отцам, всем нам, кто имеет детей, обратиться к Иосифу и взять Иосифа своим покровителем, потому что он был истинный отец, хоть он и не был по крови, по естеству, потому что мы знаем с вами исполнение опять же пророчества пророка Исайи, что Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит "с нами Бог". Так вот Иосиф был настоящим отцом, хотя Сын его, Богомладенец Христос, не был таковым по крови, но он это не замечал и воспитал, как мы знаем, Богомладенца достойно. Привёл всё, что есть в нём, всё его праведное душевное, духовное на воспитание.
Вот всем нам, отцам, это тоже большой призыв, и сегодня, хотя бы в этот день, обратиться к Иосифу Обручнику и попросить его помощи в очень непростом деле воспитания. Воспитания именно как человека с большой буквы этого слова наших детей, чтобы они были достойными и своего Отечества, и Церкви, и чтобы они принесли и пользу и Отечеству нашему, и Церкви нашей. И чтобы нам самим они тоже были в утешение, в поддержку и опору. Вот попросим сегодня святых Богоотцов и будем продолжать праздновать Рождество Господа Иисуса Христа, будем продолжать радоваться, будем прославлять Его и в своих словах, и в делах, и в поступках. Аминь.