Слово иерея Сергия Чекоданова
Слово иерея Сергия Чекоданова на первой Литургии Преждеосвященных Даров после введения в действие инструкции Священного Синода о мерах по противодействию коронавирусной инфекции в храмах
Дорогие братья и сёстры!
Мне хотелось бы сказать вам несколько слов для утешения, или для того чтобы разрешить чьи-то сомнения и соблазны. Мы с вами привыкли к мысли о том, что правила гигиены, которых мы обычно придерживаемся в быту, не действуют в стенах церкви. Но это было не всегда так.
Если мы с Вами внимательно будем читать ветхозаветные книги - Исход, Левит, Числа – то мы найдём там множество ограничений, связанных с тем, что то или иное явление или вещь называются нечистыми. Каждый, кто прикасался к нечистому, должен был выполнять различные ограничения и процедуры. И по сути некий «карантин» был предписан всякому, кто сталкивался с ритуальной нечистотой. Сейчас та ветхозаветная нечистота отчасти воспринимается нами как правила гигиены того времени, отчасти это так и осталось вещами, касающимися лишь ритуальной стороны нашей жизни.
Однако мы с вами почти ничего из этого не соблюдаем. Почему? Потому что, по учению святого апостола Павла, Христос освободил нас от рабства закону. И поскольку мы с вами являемся работниками (рабами) Христовыми, на нас не распространяются все эти ветхозаветные предписания. Господь устраивает жизнь каждого человека, и жизнь целых народов. Одновременно и о жизни отдельно взятого человека, и о жизни человеческих обществ – семей, селений, городов, стран – у Него есть свой Промысл.
И вот Господь попускает возникновение в нашем мире этого заболевания, с которым мы все сейчас столкнулись. И несмотря на то, что в нашей стране, на первый взгляд, ситуация не такая уж страшная – несколько человек в Петербурге, несколько десятков человек в Москве – все мы слышим, что очень важно не заразиться этим вирусом. О чём же это свидетельствует нам с вами? В первую очередь о том, что если бы наше общество было по настоящему носителем духа Христовой свободы, Господь не был бы вынужден нас ставить перед необходимостью снова в храме думать о «чистом» и «нечистом». Казалось бы, мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, молимся – разве относится это к нам? Но Христос называет нас «солью земли». (Мф. 5:13) Именно мы должны придавать христианский «вкус» нашему обществу. И если мы не придаём этот вкус, или придаём его таким, что Господа он не устраивает (например, придавая слишком большое внимание внешнему, обряду), то Господь посрамляет всё это общество вместе с нами. Это первая мысль, первый вывод, который можно извлечь в связи с распространением эпидемии и всех этих новых мер в храме.
Новый коронавирус – очень хитрый. Маленьких он почти не берёт, люди среднего возраста заболевают, но вылечиваются, а люди старшего возраста оказываются им поражаемы насмерть. Конечно, это общая статистика; это вовсе не значит, что если пожилой человек заболел, то он непременно умрёт, но для него опасность больше.
Мне, как священнику, постоянно приходится говорить с людьми на исповеди или в простых беседах на тему взаимодействий со старшим поколением. Это одна из самых распространённых тем. Старики – упрямые, больные, впавшие в детство, лежачие по много лет – в жизни каждой второй семьи присутствуют в качестве серьёзной психологической нагрузки. Почему Господь попускает это нам? Конечно, это объяснимо с точки зрения развития социума: понятно, что уровень медицины стал позволять людям жить дольше, и следствием этого стали более явными болезни старости. Но это ещё и вызов нам с вами: где исполнение заповеди Божией о почитании старших? Господь ждёт здесь больших усилий и посылает то в одну, то в другую семью испытания. И когда мы не внимаем этому, возникает новое испытание для каждого. Да, я не заболею, или заболею, но со мной ничего не случится. Но от меня может заразиться человек в возрасте, который умрёт. Умрёт в болезни, быть может, не успев покаяться, в скорби, совсем не собираясь умирать прямо сейчас. И потому я ради них, ради слабых, должен пойти на некоторые неудобства, на перемену каких-то традиций. Нет такого, чтобы от того, чем вытирать уста – бумажной салфеткой или платом из ткани – зависела наша вера, но это делает менее вероятным, что в нашем городе, в нашем посёлке болезнь разовьётся до угрожающих размеров.
Есть и ещё один момент, которому нас учит эта злосчастная коронавирусная инфекция. Мы с вами привычно говорим о себе, например на молитве перед причащением: «Я – грешнее всех людей». Эти слова кажутся нам привычными, и даже если мы не чувствуем их глубоко, то всё равно повторяем их вслед за святыми. А с этой болезнью Господь даёт нам пережить такой духовный опыт: заразившись от кого-то, человек делается сам заразным на несколько недель, сам того не зная. То есть, сам он считает себя здоровым, а на деле он не только больной, но ещё и заражает других. Поэтому и необходимы такие меры. Каждый из нас пришёл сегодня в храм уверенным, что он свободен от этой инфекции, что его это не касается. Но кто-то проехал вчера в электричке, а кто-то позавчера спустился в метро, а кто-то сходил в магазин в «час пик» и, быть может, соприкоснулся с носителем инфекции. Любой из нас – я, вы, любой! – может завтра обнаружить у себя симптомы болезни и оказаться вторым в Ленинградской области, кто попадёт в больницу с этим диагнозом. Это совершенно невозможно исключить, учитывая, как развивалась эта болезнь в других странах. Так что каждый из нас сегодня может сказать, что он не просто «грешнейший паче всех человек», а ещё и опасен для общества. Это не значит, что надо впадать в панику и бояться выходить на улицу. Нет, это всего лишь повод прочувствовать, что не он, другой – плохой, опасный, заразный – а я. Поэтому я постараюсь обезопасить других от себя какими-то простыми вещами: чаще вымою руки, или посижу лишний раз дома, или уста после Причастия вытру бумажной салфеткой. И даже если это останется простой формальностью, то для нас, христиан, это будет полезным духовным опытом в Великом посту.
Так что, дорогие братья и сёстры, давайте будем воспринимать происходящее по-христиански! На каждом великопостном богослужении мы просим, чтобы Господь не дал нам духа уныния. И мы не вправе унывать, бояться и паниковать, потому что Господь с нами. И то, что мы с Вами поступаем так, как нас просит священный Синод, не значит, что мы перестаём верить Господу. Это значит то, что мы учимся более уважительно, щадяще относиться к людям, которые с нами рядом, знакомым и незнакомым. Аминь.