Художник Николай Кошелев

Справа и слева от входа в наш храм расположены два огромных полотна: иконы Христа, благословляющего детей, и Богоматери "Всех скорбящих Радость". Это работы кисти известного русского художника Николая Андреевича Кошелева. Их уникальность в том, что они – единственные образцы библейской живописи этого художника, сохранившиеся в России.

Николай Андреевич Кошелев родился 3 мая 1840 г. в семье крепостного крестьянина в русско-мордовском селе Серман (другие названия — Алексеевка, Вознесенское) Пензенской области. Детство провёл в Арзамасе.

Н. А. Кошелев. Автопортрет. 1860-е гг.

Отсутствие материальных средств не позволило в детстве Николаю Кошелеву поступить в живописную школу академика А.В. Ступина, что была открыта в городе Арзамасе. Вместо нее одиннадцатилетний, страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение вначале к одному художнику, затем к другому — оба случая ученичества оказались неудачными. В судьбе мальчика приняла участие местная помещица. Три года юноша жил в её семье и три года неустанно работал, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. Во время поездки с благодетельницей в Казанское художественное училище подающий надежды юный Н. Кошелев получил несколько уроков живописания профессионального преподавателя. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поездка в Петербург и поступление в Академию художеств (1861).

Первые годы обучения Н. Кошелев бедствовал и неделями пребывал в полуголодном состоянии. Несмотря на это, жажда творчества заставляла его совершенствовать мастерство — за 1862 год студент Кошелев получил три серебряных медали. А в 1863 году было куплено несколько его работ, что наконец-то улучшило материальное положение художника.

В 1865 году вступил в возглавляемую И. Н. Крамским «Санкт-Петербургскую Артель художников» (1863—1871), послужившую впоследствии основой для «Товарищества передвижных художественных выставок». В марте 1865 года участвовал в первой провинциальной выставке «передвижников», состоявшейся в период Нижегородской ярмарки. С 1865 года Н.А. Кошелев вместе с И. Крамским и Б.Б. Венигом в течение нескольких лет работает над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Именно за эти работы он становится академиком (1873) и профессором (1878) Академии художеств.

Икона «Благословение детей». Работа проф. Н.А.Кошелева, 1897-1898 гг.

Заработав денег на росписи храма Христа Спасителя, в 1878 году Николай Кошелев отправился в заграничную поездку, посетив Берлин, Дрезден, Франкфурт-на-Майне, Вену, Париж. В 1880—1881 годах жил в Риме, где работал над картиной «Погребение Христа».

Вернувшись в Россию, жил попеременно в Петербурге и Москве. В 1882 г. художник реставрировал росписи в главном алтаре Исаакиевского собора. Преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1880-1890-е). В 1895—1899 годах выполнял эскизы для мозаик и росписей петербургского храма Спаса на Крови (Воскресения Христова на Крови).

Икона свв. равноап. царя Константина и матери его царицы Елены. Работа проф. Н.А. Кошелева. 1897-1898 гг.

В 1897-1898 гг. Кошелев принимает участие в украшении иконостаса для Никольской церкви приюта братьев Брусницыных. В 1921 году этот иконостас был перенесён в Казанскую церковь в Вырице. Основные иконы были утрачены во время Великой Отечественной войны. В Казанской церкви сохранились всего пять произведений:

— тондо «Святая Троица» в иконостасе,
— икона святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены,
— иконы «Всех скорбящих Радость» и «Благословение детей»,
— мозаичная икона святителя Николая, выполненная по эскизу Кошелева известным мозаистом — профессором Академии художеств М. И. Зощенко (1857–1908), отцом известного писателя.

И вновь работа за границей: Н. А. Кошелевым выполнена картина-икона «Преображение Господне» в Свято-Троицкой церкви в Буэнос-Айресе (строительство церкви осуществлялось в 1898—1901 годах). Работал над росписями Александро-Невского собора в Варшаве (росписи велись в 1900—1912 годах).

На рубеже XIX и ХХ веков живописец создаёт монументальный цикл работ «Крестный путь» для домовой церкви святого Александра Невского в Иерусалиме. Художнику удалось создать ряд полотен, отражающих эпизод за эпизодом весь Крестный путь Иисуса Христа от Гефсиманского сада до Голгофы, Распятие и Сошествие в ад. В итоге создано 18 полотен, каждое высотой 3.5 м и шириной 2 м. В нижней части каждого полотна помещена цитата из Евангелия со ссылкой на соответствующую главу и стих, которая соответствует изображению.

Ни один из современников Кошелева — ни Ге, ни Васнецов, ни Нестеров, ни Репин — не видели решения столь сложной задачи средствами станковой живописи. Кошелев принял решение писать основные сюжеты Крестного пути на холстах, разместив их на значительном расстоянии от пола и почти вплотную друг к другу.

Икона "Всех скорбящих Радость" проф. Н.А. Кошелева, 1897-1898 гг.
Икона «Благословение детей». Работа проф. Н.А. Кошелева, 1897-1898 гг.

В 1903 году путешествовал по Крыму. В 1911-1912 годах участвовал в организации и проведении первого Всероссийского съезда художников. Сведений о последних годах жизни художника почти нет. Известно только, что до самой смерти он не выпускал кисти из рук. Скончался профессор 23 октября 1918 г. в Петрограде.