Часы, изобразительны

Часы - краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня.

Вседневные Часы

Службы Часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней (во многих приходских храмах он не совершается).

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три: 1-й час: Пс.5, 89, 100; 3-й час: Пс.16, 24, 50; 6-й час: Пс.53, 54, 90; 9-й час: Пс.83, 84, 85.), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки.

Великопостные Часы

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. В частности, Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Существуют также Великие (царские) Часы - совершаются в сочельники праздников Рождества Христова и Крещения Господня, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних; а также Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы. Все они имеют свои особенности последования.

Изобрази́тельны – общественное богослужение, совершаемое вместо литургии, когда по какой-либо причине её не бывает. Оно является как бы изображением, отражением литургии, т.к. содержит изобразительные псалмы (антифоны), Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия. Изобразительны являются также составной частью литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвящённых Даров.
 

В просторечии изобразительны называют обедницей.

Изобразительны возникли в практике келлиотского монашества Палестины. Монахи-келлиоты, которые причащались чаще одного раза в неделю, получали уже освящённые Св. Дары и сами себя приобщали, совершая чин изобразительных.

Чинопоследование Часов содержалось в Часослове. Различают два вида часословов — великий (для шести служб) и малый, сокращение первого. На Руси по «малому» учили читать, и он даже специально издавался с учебной целью.